Яма… ново-черемшанский никелевый карьер в челябинской области

Сравнительно не так давно я опубликовал очередную главу отчета о путешествии самостоятельно по Таиланду в феврале 2015 года. Мы забрали напрокат машину и проехали по стране 2500 километров и 1000 км — на публичном транспорте. А также, заехали налюбоваться прекрасным озером, в затопленном карьере Ranong Canyon, в котором с 60-х годов 19-го столетия добывали олово.

И вот, отыскал в памяти, что в далеком прошлом уже планировал съездить в тур выходного дня сфотографировать Черемшанские карьеры в окрестностях города Верхний Уфалей.

 

На заметке у меня еще стоит сделать фотографии огромного мраморного карьера в поселке Коелга (ударение на букву «о»). Но уж весьма на большом растоянии от Екатеринбурга находится ЗАО «Коелгамрамор» – 311 километров, южнее Челябинска. Не смотря на то, что, если вы решите взглянуть Коркинский угольный разрез, самый глубочайший в Азии и Европе, то вам будет по пути.

Почитал отчеты вторых туристов в сети, понял, что в Свердловской области, совсем неподалеку от столицы Среднего Урала (в 65-ти километрах в сторону города Полевской), также имеется впечатляющий Мраморский карьер в селе Мраморское. В случае если взглянуть на карту, то видим, что расположена эта антропогенная достопримечательность по пути к Черемшанским карьерам, т.е. в одном походе выходного дня возможно объединить два урбан-трипа.

1. Карта размещение занимательных мест в Свердловской и, частично, в Челябинской области. Схема проезда к Ново-Черемшанскому никелевому карьеру и Мраморскому карьеру по добыче мрамора.

До тех пор пока готовил схему проезда, решил на карте обозначить и другие увлекательные места, обрисованные в разделе «Походы выходного дня» на сайте.

  1. Мраморный карьер в селе Мраморское (второе наименование Веселовский карьер).
  2. Черемшанские никелевые карьеры.
  3. Щебеночный карьер в поселке Изоплит в Екатеринбурге (размеры 530*400 метров).
  4. Асбестовый карьер в городе Асбест Свердловской области (11.0*2.5*0.325 км).
  5. Закинутый тальковый карьер «Ветхая линза» в поселке Шабровский в Екатеринбурге.
  6. Затопленный карьер Тальков природный парк и камень «Бажовские места».
  7. Гора Волчиха высотой 526 метров над уровнем моря.
  8. Скалы Чёртово городище рядом с поселком Исеть.
  9. Музей бронетехники «Боевая слава Урала» в городе Верхняя Пышма.
  10. Порог Ревун на реке Исеть в селе Бекленищева.
  11. Скалы Исетский каньон в городе Каменск-Уральский.
  12. Гора Золотая в городе Карабаш Челябинской области.
  13. Национальный парк Таганай.
  14. Национальный Зюраткуль.
  15. Горы Башкирии на окраине города Белорецк – Малиновая и Ялангас.
  16. Глубочайший в Евразии угольный разрез в поселке Коркино (глубина 500 метров).

Что же, возвратимся к рассказу про автомобильный тур к Мраморскому и Ново-Черемшанскому карьерам. Мне хотелось фотографировать при режимном свете. По расчётам, поездка должна была занять такое время: 2 часа – добираться до села Мраморское, 1 час на съемки, 2 часа — путешествие до карьера Черемшанский, 1 час на фотографирование.

Итого – 6 часов. На сайте Suncal cможно взглянуть направление солнечных лучей в определенное время дня, окончания и момент начала утренних и вечерних сумерек, рассвета и заката. По его данным солнце должно было зайти за горизонт в 21:30, другими словами, из дому выезжаем в 15:30.

Автострада Екатеринбург – Полевской в любое время года забита автомобилями, исходя из этого приехал с опозданием.

Месторождение мрамора в Мраморском разрабатывают с 18-го века, а нашли его в 1730 годы рудознатцы Бабин Петр и Степан. Размеры карьера 350*190 метров. Если судить по фотографиям из отчетов туристов, в солнечный сутки место выглядит впечатляюще: белая чаша в окружении изумрудного ожерелья уральской тайги.

Но сейчас фото карьера Мраморский мы не заметим, поскольку я его не отыскал! Кхе-кхе… Вбил в навигатор координаты GPS, оказалось, что они относятся не к каменоломне, а к селу. Тут покружил, дорога перекрыта шлагбаумом. Имеется грунтовка в лес, но перед моим приездом прошла гроза и я, вместе с машиной, чуть не остался в том месте ночевать – развезло…

Возможно было попытаться покинуть машину и пройти пешком. Но расстояние – около 3.5 километров, не успеешь тогда попасть в Ново-Черемшанский карьер, а он был моей приоритетной целью.

В случае если ввести координаты GPS как раз карьера (56.580379, 60.429153), то тётенька из навигатора предлагает сделать крюк 57 километров, возвратившись в деревню Косой Брод, город Полевской и развернув с автострады в сторону села Раскуиха. В том месте, упершись в Мраморское, не заезжаем в него, а поворачиваем влево, к карьеру.

В общем, вычисляйте, что сейчас был анонс будущего фоторепортажа о добыче мрамора в Свердловской области.

2. В древнем селе Мраморское добывают мрамор с давешних лет (камера Nikon D610, объектив Nikkor 24-70/2.8, полярик Hoya HD Circular-PL, съемка с рук; настройки: ИСО 200, фокусное 27 мм, диафрагма f/8.0, выдержка 1/125 секунды)

2. Вечером будет баня… Село Мраморское. Снято через ветровое стекло. (200, 60, 8.0, 1/80)

После этого я совершил еще одну неточность, которую не рекомендую повторять тем, кто примет решение устроить себе тур выходного дня из Екатеринбурга на машине: отправился в Верхний Уфалей через город Полевской, село Полдневая и озеро Иткуль. Это лишь в Гугл-Картах в том месте обозначена асфальтовая дорога. А в действительности ее нет! По всей видимости, в советское время нам не информировали, что данный участок подвергся ковровым бомбардировкам американскими ВВС и его не стали восстанавливать – час и средняя 40 скорость/передвижения с высокой возможностью покинуть колеса в выбоине…

Координаты GPS карьера Ново-Черемшанский, каковые я отыскал в сети: 56.125562, 60.306387. Лишь вот беда – в пяти километрах от конечной цели пропала сообщение, навигатор отключился. И доехать до него я не смог.

Свернул в том направления, в котором навигатор предлагал отправиться в последний раз – попал на «мраморные россыпи» и уперся в тупик: до конца маршрута 2,5 километра, в первых рядах – тайга. Слева – огромная, метров 100 высотой, насыпь. Попытался объехать ее иначе, потому, что сделал вывод, что карьер – в ней (в большинстве случаев они находятся в таких отвалах). Забрался в какую-то дичайшую глушь, намерился карабкаться наверх…

Жаль, не автор я, дабы нарисовать на данный момент ту картину, что видел, поднимаясь на эту «гору». Представьте, отвалы камней, практически отвесная (уклон – градусов 70-80) стенки, поросшая берёзками и редкими сосёнками, возможно – табуны энцефалитных клещей… Но вид какой завораживающий раскрывается! Прямо внизу – широкие болота с тёмной, как деготь водой, в которой отражается вечернее небо.

Далеко – низкие горы. И тайга около… Вечером на многие километры разносится пение птиц. Ни одной людской души около не заметно. Думается, на данный момент из камыша и зарослей рогоза выйдет медведь либо лось…

Наверху были насыпи огромных валунов, какая-то закинутая дорога (видно, что ездили самосвалы в прежние времена), но карьера не выяснилось. Навигатор на минутку ожил и продемонстрировал, что, в случае если пройти через густой подлесок 2.8 километра, то возможно добраться до карьера. Но на дворе уже 20:40 вечера, до заката не успеваю, да и не хочется машину оставлять где-то в болотах. И в случае если навигатор погибнет (еще и зарядки 20% осталось), то могу не отыскать собственную ласточку…

Похожая оказия произошла, в то время, когда мы годом ранее приехали в первоначальный раз в поход на горов Аракульский шихан. Походили 2,5 часа по тайге, встретились с ней вершину где-то далеко, но подобраться ближе не смогли. Лишь в осеннюю пору я приехал в том направлении во второй раз и, наконец, забрался.  Придется и по сей день, не солоно хлебавши, возвращаться к себе…

Подошел к тёмному болоту, сфотографировал таковой вот узорчик на воде. Как еще Водяной оттуда не выскочил!

3. У Ново-Черемшанского карьера. Родные пенаты Водяного… (400, 70, 8.0, 1/80)

… И отправился обратно в Екатеринбург. Внезапно, скорее почувствовал, чем заметил, что справа – пустота. Возможно, и имеется карьер. Покинул машину тут вот по этим GPS координатам: 56.114792, 60.309403.

Дорога в колдобинах, разбитая самосвалами, но доехать на автомобиле, возможно, возможно. Действительно, в случае если отправится ливень – забудьте о собственном средстве передвижения.

Прошел 700 метров. Вот оно, рукотворное чудо природы!

4. Ново-Черемшанский никелевый карьер — яма 250 метров в глубину. HDR (фотоаппарат Nikon D610, широкоугольный объектив Samyang 14/2.8, три кадра)

Месторождение никелевых руд тут открыли попутно. Главной целью была металлическая руда, которую искали на Черемшанской горе. В 1912 и 1913 годах найдены два богатейших на Урале месторождения никеля.

В первой половине 30-ых годов XX века в городе Верхний Уфалей выстроили никелевый завод. Сырье для него брали с двух карьеров Ново-Чермшанского и Ветхо-Черемшанского (имеет круглую форму, не так впечатляет, как первый, исходя из этого не стал до него добираться).

Ново-Черемшанский карьер по форме напоминает букву «H», в случае если наблюдать на него в Гугл-Картах. Фотография, к тому же снятая на широкоугольный объектив, не передает тех впечатлений, эмоций, каковые ты испытываешь стоя на краю данной грандиозной ямы. Диаметр чаши 1.5 километра. У стадиона с целью проведения интернациональных соревнований по футболу размеры 110*75 метров, т.е. на площади каменоломни имели возможность разместиться 22 спортивных сооружения.

Глубина – 250 метров, т.е. небоскреб высотой 83 этажа тихо спрятался бы в этом углублении.

Добычу никеля прекратили во второй половине 80-ых годов двадцатого века. По некоторым данным, глубина озера образовывает 100 метров. Вода весьма прозрачна с видимостью 5-15 метров, исходя из этого Черемшанские карьеры популярны у дайверов, каковые говорят, что дно усеяно затопленными формациями и деревьями, похожими на кораллы.

В момент съемки солнце зашло уже за горизонт. Смысла искать другие точки съемки не было, не так долго осталось ждать стемнеет. Покажу несколько кадров в попытке передать масштабы этого сооружения и закончу отчет.

5. Циклопические размеры Черемшанского никелевого карьера. Отыщи два столба. (100, ФР-48, 9.0, 1/10, объектив Nikkor 24-70/2.8)

Отыщите два столба линии электропередач на фото, чтобы выяснить, как глубок Ново-Черемшанский карьер.

Любая ступень имеет где-то 10 метров в высоту либо больше.

6. Террасы никелевого карьера Ново-Черемшанский (Nikkor 24-70, 100, 55, 9.0, 1/10)

7. Ново-Черемшанский никелевый карьер. Оцените высоту каждой ступени (телевик Никкор 70-300, настройки: 100, 110 мм, 10.0, 0.4 секунды)

Думаю, в таком колоритном месте возможно было бы снимать фильм о высадке землян на поверхность экзотической планеты, заселенной страшными монстрами.

8. Достопримечательности Челябинской области. Черемшанские карьеры. Декорации к фильму о высадке на чужую планету (полнокадровый фотоаппарат Nikon D610, ширик Samayng 14/2.8, фото — HDR из трех кадров)

К слову, в случае если весьма интересно, кадры сняты вот с данной точки: 56.120194, 60.301928. В данном отчете фотографии №… — HDR из трех снимков с различной экспозиции. При съемке употреблялся карбоновый штатив SiruiT-2204Xс головкой G-20KX. Из-за чего снимал ХДР?

Потому, что несколько лет назад, еще с камерой Nikon D5100 KIT 18-55 я отправился фотографировать щебеночный карьер в Изоплите на окраине Екатеринбурга. Почва освещена хуже, чем небо – тяжело уложиться в динамический диапазон матрицы фотоаппарата.

9. Щебеночный карьер на окраине поселка Изоплит в Екатеринбурге (кропнутая зеркалка Nikon D5100, объектив AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G, выдержка 1/100 сек, приоритет диафрагмы, апертура f/9, фокусное расстояние 22 мм, ИСО 100)

В то время, когда меня задают вопросы, стоило ли переходить на полный кадр, я в большинстве случаев отвечаю, что не считая впечатляющих черт матрицы (динамический диапазон, глубина цвета, высокие рабочие ISO), мне необходимы были еще геометрические характеристики. У полнокадровой камеры Nikon D610 – совсем вторая геометрия рисунка, потому, что мы подходим ближе к объекту съёмок.

Вот в примере с Ново-Черемшанским карьером, представьте, как смотрелся бы снимок, если бы было нужно фотографировать на кропнутую матрицу фотоаппарата Nikon D5100. Что вошло бы в кадр, в случае если высоту и ширину его уменьшить на треть?

10. Ново-черемшанский никелевый карьер. Яма (Никон Д610, Самъянг 14/2.8, ХДР-фотография)

11. Ветхий карьер по добыче никеля в Челябинской области. В случае если съехать по данной горочке вниз, назад не выберешься… (полнокадровая зеркалка Nikon D610, ширик Samyang 14/2.8, HDR из трех снимков)

Этот рассказ у меня занесен в раздел «Походы выходного дня». Думаю, в случае если 120 километров из Екатеринбурга либо 190 километров – из Челябинска, то может оказаться и не очень интересно (в смысле, полчаса постоял и возвращайся). Но, во-первых, около находятся десятки красивейших озер, куда возможно приехать с палаткой.

Во-вторых, в 36-ти километрах – еще одна достопримечательность, хорошая организации похода выходного дня: гора Аракульский шихан, о которой я говорил прошедшей в осеннюю пору. В случае если совместить посещение этих двух мест в одну экскурсию, окажется увлекательный тур выходного дня на автомобиле.

Напоследок желаю дать ссылки на другие отчеты про поездки к подобным достопримечательностям, размещённые в моем блоге.

В уроке про настройку камеры для съемки молний возможно заметить снимки Троицко-Байновского месторождения огнеупорных глин. Пейзаж – как на Марсе. В сорока километрах южнее Челябинска возможно заметить самый глубочайший в Азии и Европе угольный разрез в поселке Коркино. Мы заезжали в Коркинский разрез по дороге из Казахстана.
1. В поселке Шабры на окраине Екатеринбурга возможно погулять по «сталкерскому» карьеру, где раньше добывали тальк. Он именуется Ветхая линза. В отзыве о походе выходного дня к горам Чертово городище я упоминал, что на окраине станции Исеть имеется гранитный карьер. Может, захотите и его посетить.
Раз уж рекомендовал объединить походы к Ново-Черемшанскому карьеру и к Аракульскому шихану, посмотрите, как добраться до скал. В лесу дорожки не маркированы, ориентироваться тяжело. Неоднократно мы ездили в поход выходного дня к затопленному карьеру Тальков Камень. Вот, к примеру, обзор штатива Sirui T-2204X, снятый у данной достопримечательности.
2.Два раза мы с приятелями ездили наблюдать карьер по добыче асбеста (протяженность 11 км, ширина 2,5 км, глубина 350 метров). Отчета до тех пор пока нет, но по пути возможно посетить Исесткий каньон. С вершины горы Волчиха, где на данный момент открыт лыжный курорт, раскрываются прекрасные виды на окрестные города, Волчихинское водохранилище и леса.

Ново-Черемшанский Карьер

Интересно почитать:

Самые интересный результаты подобранные по Вашим интересам: