Как снимать капли

Как снимать капли

Начну с маленькой предыстории. В одной из веток форума Макроклуба был задан вопрос о том, как лучше снимать капельки – но не висящие на листиках-травинках-паутинках, не падающие из крана и не взрывающие кратеры и фонтанчики на поверхности воды, а просто рассеянные по некоей поверхности, перпендикулярной оси объектива фотоаппарата. Согласитесь, что это достаточно узкая тема – практически хороший макро-сюжет (актуальный, скажем, для всяких дизайнерских разработок в области фактур, абстрактных фоновых изображений и т.п.).

Я таких капелек ещё ни при каких обстоятельствах не снимал (роса на листиках не в счёт) и решил попытаться, безотлагательно дела в продолжительный коробку…

Первый момент – что снимать, капельки какого именно вещества? Мне лично хотелось, дабы капельки были верной круглой формы и высокими, «объёмистыми». Кое-какие эксперты рекомендуют снимать глицерин – но я сделал вывод, что и простая вода также превосходно подойдёт для этих целей.

Во-первых – за глицерином ещё нужно куда-то идти, брать, экономить его… А воды практически в любое время полный кран и, притом, – практически задаром! Набрызгал капелек, поглядел – и, если не вышел желаемый рисунок, процесс возможно повторять опять и опять. Но у воды имеется и неприятное свойство: она достаточно очень сильно смачивает ровное и прозрачное стекло – тот материал, что сходу напрашивается в качестве одной из подложек для капелек (в случае если мы желаем их снимать на просвет).

Капельки упрямо растекаются по стеклу и принимают неправильные формы. И, наряду с этим, чем чище отмыто стекло от следов пальцев и другой жирной грязи – тем хуже выходят капельки. Как говорят: «вода прекрасно смачивает стекло» – а это для нас не хорошо!

Сделаю маленькое отступление: о том, какой величиной пользуются, в то время, когда желают сравнить смачиваемость всяких поверхностей жидкостями. Для оценки этого наиболее значимого в отечественном деле параметра употребляется краевой угол смачивания – наклон капельки на контакте с поверхностью. В случае если данный угол 90° – «-фобной».

Так вот выясняется, что чистое стекло довольно-таки гидрофильное: его краевые углы смачивания водой около 30-40° (в зависимости от чистоты и марки стекла).

Но в случае если мы желаем взять россыпь идеально круглых капелек, то нам нужна лишь гидрофобная поверхность! Осознать это несложно: в случае если краевой угол смачивания 90° (гидрофобных поверхностей) эти границы загораживаются нависающиими над ними боками капли – а уж границу-то капли с воздухом возможно смело вычислять идеально ровной!

Попутно увижу, что и у глицерина со стёклами краевые углы смачивания приблизительно такие же, как и у воды… Как я знаю, главными преимуществами глицерина, как заменителя воды при съёмке капель, считаются то, что он не высыхает под жаркими студийными осветителями и что он медленнее сползает по наклонным/вертикальным поверхностям из-за высокой вязкости. Но это так как относится к съёмке всяких не-макро предметов для рекламы (скажем, сейчас не вышел натюрморт из бокала ярко-жёлтой жижи с кубиками желатинового «льда» и стеариновым «яблоком», покрытым глицериновыми каплями «росы» — так возможно на следующий день продолжить с теми же жижей, «льдом», «росой» и «яблоком»), а сие – не отечественный случай!

Нам никто не запрещает снимать и на горизонтальных поверхностях, испепеляющий свет применять необязательно (а вдруг капли через чур высохнут либо рисунок уже целый изучен на протяжении и поперёк и наскучил – не неприятность набросать их опять). Ещё догадываюсь, что глицерин не так легко красиво разбрызгать. Его большие капли довольно часто кроме того по одной из шприца… К тому же, легко испаряющаяся и подвижная вода при разбрызгивании и по окончании него образует очень прекрасные узоры с достаточно закономерным распределением больших и небольших капелек!

Это распределение особенно легко и прекрасно получается при применении регулируемых пульверизаторов, продающихся в хозяйственных магазинах: в них стоит закрутить регулятор до образования водяной пыли и распылять в помещении с высокой влажностью (в ванной, к примеру). Самые небольшие капельки оказываются неустойчивыми и достаточно скоро испаряются, наряду с этим пересыщенный пар из них конденсируется на более больших капельках.

Чем больше капля, тем активнее она «высасывает» собственное более небольшое окружение. Помимо этого, тесно сидящие капельки и просто сливаются между собой. Так, при рвении всего ансамбля капелек к равновесию за счёт слияния, конденсации и испарения, получаются прекрасные структуры: около больших капелек появляются ореолы исчезновения небольших капелек, а расстояния между капельками одного размера оказываются практически однообразными – и, к тому же, чётко зависящими от размеров капелек.

С глицерином же такое не окажется: именно вследствие того что он практически не испаряется… Для того, чтобы получить капли с другим, более вариациями размеров и разнообразным распределением, стоит распылять воду в два-три приёма (с маленькими перерывами).

Но возвратимся к смачиванию и тому, как его уменьшить. Первый вариант, что приходит в голову (и которым я до тех пор пока воспользовался) – брызгать воду не на стекло, а на какие-нибудь другие, более гидрофобные прозрачные материалы. Весьма хороши для этого разные пластики. Я, к примеру, применял узкие прозрачные папки, продающиеся в канцелярских магазинах.

Причём, возможно приобрести сходу пара папок различных цветов – они заодно послужат красивыми светофильтрами, благодаря которым возможно взять кучу цветовых и световых эффектов! Но минусом пластиков, с которым приходится мириться, есть их низкая твёрдость: при интенсивном применении они весьма не так долго осталось ждать покрываются множеством больших и небольших царапин, портящих не только фон, но и форму капель.

Выходом из положения есть предельно аккуратное обращение с прозрачными бесцветными пластиковыми пластинками, предназначенными лишь для капелек. Для данной цели прекрасно подходят, скажем, крышки от недефицитных коробочек для CD/DVD-дисков (разумеется, совсем новых). Если судить по снимкам, для них угол смачивания водой близок к 90°, и капельки выходят в полной мере ровными и круглыми.

Помимо этого, кое-какие компании (к примеру Marumi) создают особенные защитные гидрофобные светофильтры, у которых смачиваемость водой совсем мизерная.

Второй вариант (быть может, наилучший) – это обработать стекло каким-нибудь «гидрофобом». К примеру, средством «Антидождь» для лобовых и других стёкол автомобиля, или составом для очковых линз из магазина «Оптика». Использование некоторых марок таких средств, по заявлениям производителей, разрешает расширить угол смачивания стекла водой до размеров 90°!

Но, возможно, большие углы смачивания смогут иметь и кое-какие негативные последствия в виде дополнительных сложностей с освещением: его простые варианты должны приводить к через чур широким провально-тёмным краям капель (появляющимся за счёт полных внутренних отражений), их нужно будет исправлять косыми подсветками. В этот самый момент, кстати, вода кроме этого оказывается пара предпочтительнее глицерина из-за её более низкого показателя преломления (1.33 против 1.47 у глицерина). Но это, пока что, только мои предположения, нуждающиеся в практической проверке…

Pot-pourri de gouttelettes

Дальше направляться сообщить о том, что, кроме формы, у изображений прозрачных капелек имеется четыре основных свойства, каковые делают их узнаваемыми, это:

  • преломлённая, искажённая картина того, что находится сзади них;
  • чёткое отражение на поверхности капелек того, что находится перед ними (а также, блики на поверхности);
  • игра света – броские блики («рефлексы»), приходящие изнутри капелек по окончании переотражений от стенок;
  • затемнения, впредь до провальной черноты, кроме этого за счёт полных внутренних отражений.

Последние два, разумеется, наблюдаются у краёв капелек. Помимо этого, мы довольно часто замечаем броские пятна света в тени от капель на той поверхности, на которой они находятся. Разными техническими ухищрениями мы можем удалять либо додавать проявления этих особенностей при съёмках, придавая водяным каплям самый причудливый вид!

Искажённая картина предметов заднего замысла получается в том случае, если эти предметы существуют и находятся достаточно на большом растоянии (но основное – в случае если капельки сферические). В нашем случае (уплощённых полусферических линзочек) резким получается лишь максимально близко расположенный фон (фактически – лишь сама подложка), а все другие варианты дают размытие или фона, или самих капелек (по крайней мере, с объективом моей камеры и без дополнительных оптических ухищрений).

Я эту особенность решил применять для абстрактных композиций, в которых капельки выясняются не похожими на себя: распыляю воду на прозрачные подложки и снимаю на просвет (вернее, комбинирую контровый свет от настольной лампы с передним боковым светом и косым от лампы и/либо вспышки). Наряду с этим на пути контрового света, на различном расстоянии до подложки с капельками, я ставлю те громадные цветные папки-светофильтры, о которых сказал выше. Чем дальше папка от капелек – тем более размытым получается её край и плавным цветовой переход на фоне. Как-то сходу пришла в голову весьма примитивная конструкция, схема которой должна быть понятной из рисунка, а конкретное воплощение-«пятиминутка» продемонстрировано на фото рядом:

Сочетая различные светофильтры, возможно приобретать, к примеру, такие «мячики», как на последнем снимке нижнего последовательности «Попурри», или на следующих четырёх работах:

Betrayers

Тут снята граница алюминиевого уголка и лежащей на нём жёлтой папки с капельками. Свет – контровый от настольной лампы, отражённый от золотистой крышки для консервирования, и не сильный подсветка вспышкой с рассеивателем (коррекция -2.0 EV). Папка лежала на вертикальном ребре уголка, горизонтальное появилось в 2.5 см ниже неё.
Сони DSC-R1 + Raynox DCR-250 + DCR-150, 71.5 mm, f/11, 1/320 s, ISO 160

Explosion in the RGB-space

Так выглядят капли различных размеров, многократно нанесённые на голубую папку, под которой на громадном расстоянии находятся пересекающиеся веером жёлтая, зелёная и красная папки. Свет – контровый от настольной лампы, отражённый от алюминиевого страницы, и подсветка вспышкой с рассеивателем (коррекция -2.0 EV). Цветовой баланс камеры был дополнительно смещён в холодные тона.
Сони DSC-R1 + Raynox DCR-250 + DCR-150, 71.5 mm, f/9, 1/320 s, ISO 160

Stones fly rather quietly in evenings…

На фотографии – капли на крышке от коробочки для CD/DVD-диска, под ней – зелёная и жёлтая папки, граница между которыми находится мало левее места съёмки. Свет – боковой сверху от настольной лампы и контровый её же – но отражённый от золотистой крышки для консервирования, плюс подсветка вспышкой с рассеивателем (коррекция -2.0 EV). самоё интенсивное отражение света лампы находится правее.

Чувство полёта в невесомости улучшается нижним размещением броских жёлтых отблесков в каплях, появляющихся при боковой ламповой подсветке сверху.
Сони DSC-R1 + Raynox DCR-250 + DCR-150, 71.5 mm, f/9, 1/320 s, ISO 160

Between heaven and earth

Фотография основательно высохших капель на крышке от коробочки для CD/DVD-диска, под которой на громадном расстоянии находятся края очень сильно перекрывающихся зелёной, жёлтой и светло синий папок, а на меньшем расстояниии и чуть сбоку – красная. Свет – контровый от настольной лампы, отражённый от золотистой крышки для консервирования, и от вспышки с рассеивателем (коррекция -2.0 EV). На камере был установлен непроизвольный цветовой баланс.
Сони DSC-R1 + Raynox DCR-250 + DCR-150, 71.5 mm, f/9, 1/320 s, ISO 160

В случае если же нужно снимать не на просвет, а с непрозрачной подложкой, то хорошим вариантом, возможно, есть таковой: капельки наносятся на дополнительную узкую невидимую и прозрачную подложку («фальшивую», вероятно – цветную), которая наклеивается водой на требуемую непрозрачную подложку (или находится от неё на весьма мелком расстоянии). Разумеется, что лампа будет над капельками.

Я наношу капельки или на папку с засунутым в неё мокрым страницей-отражателем, или на узкую обёрточную пищевую плёнку, которая перед этим легко натягивается на отражатель либо водой. Так возможно взять разные текстурированные изображения – как с более-менее натурально выглядящими капельками (как на первом и втором снимках второго последовательности «Попурри»), так и очень уникальные «пупырчатые» поверхности, время от времени напоминающие булыжную мостовую.

On the roads of El Dorado

Это – голубая(!) папка с капельками, в которую была положена узкая мокрая алюминиевая пластина, надраенная перед этим твёрдой губкой для посуды «Эффект». Свет – косой спереди от настольной лампы и не сильный подсветка вспышкой с громадным рассеивателем (коррекция -2.0 EV). Цветовой баланс камеры был дополнительно очень сильно смещён в тёплые тона, что дало неспециализированный золотистый цвет, а голубые рефлексы от папки по краям капелек стали холодно-нейтральными.
Сони DSC-R1 + Raynox DCR-250 + DCR-150, 71.5 mm, f/8, 1/80 s, ISO 160

Отражения от верхней поверхности, существенно оживляющие капельки, несложнее всего получаются при применении вспышки (в моём случае – встроенной) с рассеивателем. Я использую несложные рассеиватели из листового пенополиэтилена толщиной 4-6 мм – недорогого рулонного материала, применяемого в строительных работах и ремонте квартир для тепло-шумоизоляции (к примеру, его кладут под ламинат). Приобрести его легко в больших строительных магазинах.

Вырезаю из страницы верный круг диаметром 20-30 см, на краю которого делаю отверстие диаметром чуть меньше диаметра объектива (дабы он достаточно хорошо держался). Верная форма рассеивателя большое количество значит, т.к. он появляется в отражениях. Конечно же, возможно придумать и другие варианты освещения для более занимательных отражений, но мне до тех пор пока что хватило и для того чтобы несложного.

Push me!

Тут снята крышка от коробочки CD/DVD-диска с капельками, висящими «вверх ногами», на фоне красной прозрачной недалёкого края и папки алюминиевого уголка. Свет – снизу от настольной лампы, отражённый золотистой крышкой для консервирования (под папкой), и подсветка вспышкой с рассеивателем (коррекция -2.0 EV). Цветовой баланс камеры – Вспышка.
Сони DSC-R1 + Raynox DCR-250 + DCR-150, 71.5 mm, f/9, 1/320 s, ISO 160

Игра света в капельках («рефлексы») и зайчики в их тенях на подложке получаются, в случае если капельки подсвечивать сбоку либо сверху вспышкой либо лампой. Чем ближе свет к боковому, тем бросче оказываются световые рефлексы в капельках и тем посильнее затемнены их противоположные края – это видно на первых двух снимках второго последовательности «Попурри». Без этих эффектов капельки выглядят достаточно бедными по цветовым оттенкам, а их края выходят весьма чёрными (см. конечный правый снимок верхнего последовательности в «Попурри»).

Не смотря на то, что, и данный вариант также возможно пользуется спросом. Более того, время от времени напротив хочется притемнить края капелек – но, к тому же, покинуть и «рефлексы», и отражения на поверхности, и создать какую-нибудь оживляющую кольцевую структуру в (либо края капель тёмными каймами). Пара гипетрофированный пример – самый первый снимок в «Попурри». Для этого возможно воспользоваться съёмкой прозрачной подложки с капельками, установленной на широкую трубу.

В качестве таковой трубы я применял тубус от ветхого эпидиаскопа (кроме того с парой громадных линз в), что возможно заметить на снимке установки слева внизу.

Пара необычные варианты (с капельками, окружёнными контрастными концентрическими кольцами) получаются, в случае если подложку перевернуть «вверх ногами» и снимать через подложку висящие капельки.

Наконец, очень увлекательные результаты получаются при съёмке с поляризационными светофильтрами. Но я эти фильтры применял не для подавления бликов, а для художественных эффектов, основанных на явлении двойного лучепреломления некоторых, оптически анизотропных материалов. К таким материалам именно относятся разные прозрачные пластики, на каковые я наношу капельки. Сложим два поляризационных фильтра и начнём их поворачивать относительно друг друга.

В случае если фильтры круговые (либо круговой и линейный, как у меня), то нужно ещё умелым путём выбрать, с какой его стороны наблюдать. В какой-то момент (в то время, когда направления пропускания света у светофильтров окажутся взаимно перпендикулярными), мы увидим практически полное затемнение поля зрения – только глядя через них на броскую лампочку, мы заметим тускло светящуюся спираль и простое для фотографических поляризаторов глубокое светло синий окрашивание чёрного поля.

В случае если в таком положении между фильтрами поместить оптически анизотропный материал (тот же прозрачный бесцветный пластик), то он окрасится разными, обычно нежданно броскими интерференционными цветами. Данный эффект я применял на следующем снимке, поместив крышку от CD/DVD-коробочки с капельками между двумя поляризационными фильтрами и снимая данный «бутерброд» на просвет. Наряду с этим увлекательные световые эффекты дали и капельки, находящиеся на пластиковой подложке.

Drop the Boss

Так выглядят капельки на крышке от CD/DVD-коробочки, находящейся между двумя поляризационными фильтрами в положении большого погасания. Свет – от настольной лампы снизу (отражённый от зеркала) и подсветка вспышкой с рассеивателем сверху (коррекция -2.0 EV). Для съёмки выбрано место сбоку от самой яркой интерференционной окраски.
Сони DSC-R1 + Raynox DCR-250 + DCR-150, 71.5 mm, f/8, 1/80 s, ISO 160

Завершая рассказ, могу надуть грудь колесом и заявить, что при создании окончательных вариантов практически всех этих изображений был использован минимальный комплект средств ФотоШопа: обрезка краёв (мои макролинзы дают очень заметное виньетирование с объективом камеры Сони DSC-R1), чистка шумов, замазывание через чур пылинок и некрасивых царапин, уменьшение картинок и повышение чёткости до WEB-размера. Ну, ещё рамочки, само собой разумеется… общие контрасты и Цвета покинуты уникальными (лишь в Между землёй и небом был значительно усилен цвет неба, а в Надави меня! – контраст).

Нужно заявить, что такие съёмки капелек были достаточно увлекательным занятием, настоящей игрой с пульверизатором, светофильтрами, настройками и светом камеры!

Напоследок я желаю поблагодарить участников Макроклуба Александра Потапова (dreamcatcher), Илью Луцкера (Limar) и Евгения Фёдорова (Gene) за громадный труд по рецензированию статьи; солидную часть их критических замечаний я попытался учесть.

Источник: http://macroclub.ru/Создатель: Дмитрий Доливо-Добровольский

Как обучится фотографировать капли воды


Интересно почитать:

Самые интересный результаты подобранные по Вашим интересам: