Как выбрать оптимальное значение диафрагмы объектива

Сейчас цифровые аппараты с разными сюжетными программами и автоматическими режимами фактически освобождают фотографа от того, дабы продумывать и вручную устанавливать параметры съемки. Причем как правило, снимая в автоматическом режиме, возможно приобретать вправду качественные кадры. Но дабы из простых фотографий оказались настоящие шедевры, нужно мочь грамотно применять имеющуюся в собственном распоряжении фототехнику.

В частности, верная настройка диафрагмы для конкретного объектива обеспечит оптимальную резкость фотоизображения в значительно больше, нежели выбор самой оптики. Не пробуйте найти оптимальный объектив для любых условий съемки – его не существует. Значительно лучше обучиться верно пользоваться уже имеющейся в Вашем распоряжении оптикой, дабы полностью раскрыть ее сильные стороны.

Для этого, например, требуется пристально отнестись к установке значения диафрагмы.

Диафрагма

Как выбрать оптимальное значение диафрагмы объектива

Диафрагма — особенная конструкция в форме узких полусфер, каковые размещаются на протяжении объектива. С  помощью этих необычных лепестков регулируется поступление светового потока на чувствительный сенсор аппарата. При нажатии на кнопку спуска лепестки формируют отверстие определенного диаметра, через которое и просачивается свет.

Одновременно с этим диафрагма – это значение f, определяющее, как обширно откроются железные лепестки.

Диаметр отверстия диафрагмы от выбраного f-числа

Шкала значений диафрагмы варьируется от f/1.2 до f32. Наряду с этим закономерность тут такая: чем меньше диафрагменное число, тем шире раскроются лепестки и тем больше световых потоков окажется на поверхности чувствительного сенсора. Кстати, эта закономерность довольно часто ставит новичков в тупик – они совершают неточность, выставляя большее диафрагменное число в надежде взять более броские снимки.

На что воздействует диафрагма? Во-первых, она влияет на неспециализированную яркость снимка, поскольку чем больше открыта диафрагма (меньшее диафрагменное число), тем больше светового потока окажется на поверхности сенсора аппарата. В случае если же прикрыть диафрагму (установить значение, к примеру, f/16), то снимки окажутся более чёрными.

Во-вторых, диафрагма определяет резкость создаваемого изображения и это, пожалуй, еще более принципиально важно для фотографа. Тут действует следующий принцип: чем больше Вы открываете  диафрагму, тем посильнее размываются предметы, располагающиеся вне фокуса, другими словами задний фон. И, напротив, чем посильнее Вы зажимаете диафрагму, тем больше предметов в кадре окажутся резкими.

Как раз исходя из этого объективы с широким диапазоном диафрагм снабжают творческую свободу не только по глубине резкости, но и по возможности установки той либо другой выдержки. Оптика с более высоким большим значением диафрагмы в большинстве случаев тяжелее и стоит значительно дороже.

Пример трансформации конечного изображения при трансформации значения диафрагмы от F4 до F22, фокусное расстояние 55 мм (82 мм в 35 мм эквив.), объектив Pentax HD DA 55-300mm f/4-5.8 ED WR. Надавите, дабы расширить.

1 of 9 Фокусное расстояние 50 мм (82 мм в 35 мм эквив.), диафрагма F4.0 F5.6 F8.0 F10 F14 F16 F18 F20 Фокусное расстояние 50 мм (82 мм в 35 мм эквив.), диафрагма F22

Так, диафрагма разрешает корректировать глубину резкости создаваемого фотоснимка, и  его яркость. Более того, возможно сказать, что отличие между выбором  того либо иного значения диафрагмы для одной оптики будет весомее, чем между различными объективами при установке одного и того же диафрагменного числа. Теория фотографии говорит нам о таком правиле: открывая диафрагму, мы можем привлечь интерес зрителя к центральному объекту съемки.

Закрывая диафрагму до определенного значения, возможно добиться того, дабы в кадре необходимые Вам объекты оказались резкими. Думается все легко, но на практике фотограф сталкивается с определенными проблемами при выставлении подходящего значения диафрагмы.

Неприятность в том, что характеристики любой оптики не совершенны. Световой луч просто не может строго направляться по тому пути, что ему предписали инженеры, создавшие тот либо другой объектив. В случае если центр линзы в большинстве случаев отличается фактически совершенными особенностями, то чем ближе к краям, тем больше световой поток начинает искажаться и рассеиваться.

В следствии, любому объективу в различной степени свойственны сферические либо хроматические аберрации. Если Вы закрываете диафрагму объектива, то световой поток попадает на матрицу фотоаппарата лишь через центр, фактически вольный от каких-либо искажений. Но если Вы всецело открываете диафрагму, то тут начинают полностью проявляться разные аберрации, что негативным образом отражается на качестве фотоизображения.

Фокусное расстояние 300 мм (450 мм в 35 мм эквив.), F32

Казалось бы, тогда для резкости изображения и повышения качества лучше применять меньший размер относительного отверстия, другими словами закрывать диафрагму объектива. Но не тут-то было, поскольку нас поджидает еще одна неприятность. В то время, когда отверстие делается весьма мелким, то световые лучи начинают отклоняться от изначального пути, касаясь и огибая края линзы.

Данное явление в фотографии стало называться дифракции. Оно ведет к тому, что кроме того предметы, находящиеся в зоне фокуса, начинают мало размываться. Причем чем посильнее Вы закрываете диафрагму, тем эффект дифракции улучшается.

На ветхих камерах это было не столь ощутимо, но разрешение сенсоров современных аппаратов таково, что кроме того легкое размытие точек снимаемого предмета благодаря дифракции оказывается прекрасно различимым на фотографиях уже при диафрагме f/11. Еще более заметной дифракция делается при съемке на несложную «мыльницу», у которой физические размеры самой матрицы меньше.

На дифракцию кроме этого влияет фокусное расстояние, поскольку диафрагменное число имеется ничто иное, как отношение относительного отверстия к ФР оптики. Соответственно,  при одном и том же значении диафрагмы, но в моделях оптики с различным фокусным расстоянием эффект дифракции будет проявляться по-различному. В частности, на широкоугольнике с f/22 дифракция прекрасно видна, а вот на длиннофокусной оптике эффект выясняется менее выраженным.

Как отыскать оптимальное значение

Итак, в случае если открыть диафрагму достаточно обширно, то заметными станут оптические искажения, но в случае если прикрыть диафрагму до определенного значения, то картина начнет размываться в силу дифракции. Благодаря этих изюминок оптики появляется закономерный вопрос, как же выяснить оптимальное значение диафрагмы? Подходящее значение диафрагмы нужно будет подбирать для каждой модели оптики.

Как правило оптимальное значение диафрагмы находится приблизительно в двух ступенях от большого значения, другими словами где-то в промежутке между f/5.6 – f/11. Более всего объективы разнятся по качеству изображения при максимально открытой диафрагме и, напротив, при значениях f/11 – f/16 отличие между объективами менее заметна. Исходя из этого оптика, которая создана и выполнена более как следует, лучше проявляет себя именно на всецело открытой диафрагме.

Фокусное расстояние 450 мм, диафрагма F5.8, весьма резкий передний замысел, но хвост ящерки уже размыт

Выбирая подходящее значение диафрагмы приходиться обнаружить определенный баланс между риском проявления искажений либо размытия и желаемой глубиной резкости. Устанавливать диафрагму эргономичнее всего в режиме приоритета диафрагмы (Av) либо в всецело ручном режиме (M). Тут фотографу возможно дать пара несложных практических советов.

Пробуя различные значения диафрагмы на протяжении съемки, Вам необходимо отыскать такое, при котором конкретный объектив демонстрировал бы наилучшую резкость фотоизображения. Нужно экспериментальным методом отыскать это значение и использовать его в большинстве съемочных обстановок.

Исключений возможно пара. К примеру, может потребоваться больше света либо необходимо будет заострять внимание на главном объекте съемки – тогда открывайте диафрагму, но будьте осмотрительны и не выставляйте максимально низкие диафрагменные значения (f/1.2 –f/1.8). В случае если же Вам нужна громадная глубина резкости, дабы в фокусе выяснилось как возможно больше объектов в кадре, то придется мало прикрыть диафрагму.

Фокусное расстояние 82 мм, диафрагма F8, резкое изображение главного объекта съемки, чёткость и хорошая видимость заднего фона

Для широкоугольной оптики лучше ограничиться прикрытием диафрагмы до значения f/11, тогда как при применении длиннофокусных объективов закрывать возможно посильнее – впредь до f/16 — f/22. Учтите, что зажимать через чур очень сильно диафрагму все же не следует, поскольку в этом случае за глубину резкости Вам нужно будет заплатить размытием картины благодаря дифракции.

Как показывает опыт, значения диафрагмы f/1.4 – f/2.8 целесообразно применять в случае дефицита света. Для портретной съемки в большинстве случаев подходят значения диафрагмы f/4 – f/5.6. Одновременно с этим не самая громадная глубина резкости (f/2.8) при съемке портрета разрешает отделить основной объект съемки от заднего фона. Для фотографирования групповых портретов с достаточной глубиной резкости возможно установить диафрагму на уровне f/8 – f/11.

Большее прикрытие диафрагмы употребляется при пейзажной съемке, в то время, когда требуется добиться высокой резкости каждого объекта в кадре и нет необходимости в привлечении внимания зрителей к переднему замыслу.

Итак, попытайтесь сфотографировать одну и ту же сцену с разными значениями диафрагмы. Выясните оптимальное значение для Вашего объектива, при котором он снабжает самая резкую, качественную картину. В случае если в ходе съемки Вам потребуется посильнее размыть задний замысел либо, напротив, максимально быстро продемонстрировать все объекты в кадре, то либо увеличьте диафрагменное число на несколько ступеней от оптимального значения.

Три правила фотосъемки: ISO, диафрагма и выдержка


Интересно почитать:

Самые интересный результаты подобранные по Вашим интересам: