Многоликая италия

многоликая италия

20 февраля в Национальном центре фотографии РОСФОТО открылась широчайшая по собственному размаху (имеются в виду временные рамки) выставка итальянской фотографии. Уникальность данной экспозиции в том, что зритель за один раз охватывает взором целый пласт итальянской эры – шесть десятилетий судьбы аппенинского полуострова в виде ста сорока избранных фотографий известных, маститых и совсем молодых фотомастеров. 15.03.2009
Мария Симина

Столь масштабная выставка была подготовлена итальянским Центром архивирования и исследования фотографии (CRAF) при помощи Итальянского университета культуры в Петербурге.

19-го февраля состоялась пресс-конференция, в которой принимали участие организаторы выставки: координатор архивирования фотографии и Центра исследования Вальтер Лива, президента CRAF Ренцо Франческони, директор РОСФОТО Захар Коловский, глава столичного фотобиеннале Андрей Мартынов, атташе по культуре Итальянского университета культуры в Петербурге Джорджо Маттиоли. Пресс-конференция происходила в весьма узком кругу, и собравшимся было заметно, как серьёзна эта выставка организаторам, как пристально они слушали поступающие из зала вопросы, и так же детально звучали ответы, обоснованные историческими данными.

Тацио Секкьярроли. Sofia Loren vista da Richard Avedon/Софи Лорен, сфотографированная Ричардом Аведоном, 1966. 22×40 см – винтаж печать (архив 3M)

Изюминкой выставки можно считать то, что она не повествует нам об итальянских мастерах фотографии, не раскрывает предмет их творчества, потому что по одной-двум карточкам фактически нереально «познать мастера». Критерии отбора были иными и заключались, скорее, в большом разнообразии, разноплановости карточек, их исторической важности. Именно поэтому отбору внимательный зритель сможет взять неспециализированное представление об ушедшей эре, о стране, о трансформации языка фотографии и визуального искусства.

Первые визитёры выставки – фотографы и журналисты – убедились, что заявленное громкое наименование полностью соответствует настоящему содержанию экспозиции. Данный проект вправду охватывает десятилетия богатой культурными сюжетами и именами истории фотографии Италии, дает ясное представление о больших творческих группах, смене художественных тенденций, о любопытной модели обоюдного влияния между итальянским кинематографом, фотографией и литературой, и философией.

Как направляться, иногда, из истории бессчётных фотовыставок «из коллекций и различных фондов», сам факт существования богатейшего собрания далеко не всегда гарантирует успех. Но на этот раз выбор кураторов был безупречно продуманным и верным. Выставка такая разноплановая (возможно кроме того сообщить разношерстная), что любой зритель отыщет тут себе работы по вкусу.

Марио Де Бьязи. Brigitte Bardot al Festival di Venezia/Бриджит Бардо на фестивале в Венеции, 1957. 26×17 см – рама 50×40 см (архив FIAF)

Маленький размер работ разрешал сделать предположение, что в Санкт-Петербург прибыли авторские отпечатки с негативов, настоящие винтажные работы (фотографии 1950-1980-х годов). Как выяснилось в приватной беседе с сотрудниками РОСФОТО, большинство работ составляют все-таки репринтные отпечатки.

На выставке представлены плакаты – это работы скандально известного фотохудожника Оливьеро Тоскани. Стоит подметить, что Оливьеро снимал не только смертников в американских колониях либо истощенных детей, благодаря чему и получил скандальную известность. Он стал одним из первых фотографов, что применял собственные фотографии в рекламе, более того, в мире рекламы Тоскани прекрасно известен как один из самых скандальных имиджевых фотографов.

Он навлек на себя бешенство Ватикана за серию шокирующих социальных фотоснимков. В их числе и известная реклама Benetton – белый младенец у груди чернокожей дамы – один из серии снимков, за которую Тоскани был заявлен расистом и что представлен на выставке.

В серии кроме этого фигурировали обнаженные гермафродиты, чернокожий мальчик, дремлющий в обнимку с белым плюшевым мишкой, два малыша: белый, стилизованный под ангела, и тёмный с мелкими рожками. «Реклама обязана означать намного больше, чем легко продажа товаров. Это верх цинизма – принимать людей только как потребителей, реализовывать им фальшивые грезы, уверять их, что они станут прекраснее, в случае если приобретут тот либо другой продукт. Одно из основных преимуществ рекламы – ее непредсказуемость».

Любая рекламная кампания Benetton сопровождалась уже привычными обвинениями в преднамеренной провокации и судебными слушаниями. Но скандал – лучший двигатель продаж, и Тоскани завешивает витрины магазинов постерами «Жизнь также устраивает скандалы» с изображением новорожденной девочки Giusy с еще не обрезанной пуповиной. Сперва младенец стал «персоной non grato» в Палермо и Милане, а позднее и в Англии, Ирландии и Франции.

Benetton совершил прорыв в рекламе: количество тем, дешёвых воображению криэйторов, существенно увеличилось.

Тоскани говорит, что провокации не существует – имеется только ее люди и результат, каковые чувствуют себя ее жертвами. Она только предлагает другую точку зрения, которая еще не попала в общепринятые схемы поведения. Основное, что добро торжествует – живописец самовыражается, демонстрируя миру собственную бескомпромиссную гражданскую позицию, а зритель выясняется спровоцированным на мышление. «Провокация противоположна скуке.

Она существует, в то время, когда люди интересуются и осуждают. Мастерство рекламы основано на провокации, потому что она предлагает второй взор на вещи». Но что делать, в случае если современный человек, загружённый в собственный все ускоряющийся ритм судьбы, «идущий в ногу со временем», способен приостановиться и задуматься, лишь в то время, когда видит что-то, вышибающее его из привычной колеи.

И на данный момент фотограф может снискать славу благодаря не только неповторимому и острому взору, но и изобретательности а также изощренности в тематике. «Не изображения раздражают, а зафиксированная действительность. Люди негодуют, глядя на снимок истощенного ребенка, и сходу забывают о нем, в то время, когда отводят глаза от фотографии». Это изречение обладателя нескольких «каннских львов» не стало девизом выставки, не смотря на то, что на ней представлено много работ, созданных в рамках известнейшей итальянской школы неореализма.

Джованни Салани. Silouette/Силуэт, 50-е годы. 28,5×23 см – винтаж печать/неизд. (хранения Центра фотографии и архив исследования CRAF)

Итальянский неореализм в фотографии вылился в новую эстетику, в которой во главу угла ставилась не композиция кадра, но событие, о котором повествует фотограф. Приверженцы данной школы – это и Джанни Бернего Гардина, во второй половине 60-ых годов XX века снимавший больных психиатрических клиник страны, и выдающийся мастер Марио Джакомелли, создававший серии о зданиях старых в южной части Италии.

Успех пришел к Джакомелли в 1966 г., в связи с возникновением на свет серии «Io non ho mani che mi accarezzino il viso» («У меня нет рук, что ласкали бы мое лицо»), запечатлевшей моменты игр и отдыха семинаристов. Одна из работ данной серии представлена на выставке.

Особенно он обожал фотографировать родную область Италии, опять и опять возвращаясь к данной теме – так показался цикл изображений деревни Сканно (1957-1959), куда вошли незабываемые снимки одетых в чёрное обитателей, излучающие поэтическую и гармонию и суровую простоту. Деревушку Сканно кроме Джакомелли облюбовал основатель агентства Magnum француз Картье-Брессон. Марио появился в Сенигаллии.

По счастливой случайности, в Сенигаллию перебирается Джузеппе Кавалли ( чьи работы кроме этого представлены на выставке). Кавалли – в то время один из лучших фотографов Италии – формирует кружок художественной фотографии (кружок был организован в 1953 г.). Марио с самого начала деятельно включается в работу кружка, а в лице Кавалли находит Учителя.

По большому счету же фотографы, снимавшие в рамках фотореализма и объединенные на одной громадной выставке, как будто бы выкладывают собственными фотографиями огромную социальную фреску страны. И именно разные стили авторов, их личный подчерк и делают эту фреску самая притягательной и увлекательной для русского зрителя.

Среди итальянских мастеров первых послевоенных лет, чьи работы представлены в зале РОСФОТО, первым, по всей видимости, должен быть назван Луиджи Кроченци – живописец, сыгравший громадную роль в становлении итальянской фотографии как искусства. По определению Вальтера Лива – одного из кураторов выставки, приехавших на ее открытие в Санкт-Петербург, Кроченци начал подлинное «взаимодействие литературного и визуального текстов».

Оливьеро Тоскани. Breastfeeding/Кормление грудью, 1989. 42×30 см – постер (архив Бенеттон Груп СпА)

В 1950-е годы Италия развивалась с немыслимой скоростью: радикально изменялось не только общество, но и окружающий человека пейзаж. Наряду с этим углублялся разрыв между индустриализованным бедным и Севером Югом. Автомобиль, телевизор, бытовые электроприборы становятся знаками нового благополучия.

По словам Ренцо Франческони, президента CRAF, в один момент с трансформацией мира появлялись и новые фигуры на карте итальянской фотографии. К примеру, с началом эры благополучия (в 50-е годы) показался первый в истории папарацци – Тацио Секкьярроли. (В 1960-м году Федерико Феллини в собственном новом фильме «Сладкая судьба» вывел на киносцену докучливого фотографа по имени Папараццо. С легкой руки мэтра слово прижилось и стало нарицательным).

Секкьяролли же с 1962 года делается личным фотографом Софии Лорен. Стоит упомянуть, что фотография – это обычно отражение всего того, что происходит сейчас около – в стране, в политике, в мастерстве. И такое броское явление, как итальянский кинематограф, с его непередаваемой воздухом, мастерами, чьи имена неразрывно связаны с формированием итальянской культуры 60-70-х гг. – Феллини, Антониони, Висконти, Дэ Сика, – все это не имело возможности не отразиться на фотографии этого периода.

Она обретает собственный личный принцип, на равных с неореалистическим кинематографом, где в этом смысле самый показателен фильм Де Сика «Похитители велосипедов». Данный принцип определяет стиль документальной фотографии, которая повествует о каком-то произвольно выбранном моменте из повседневной судьбы. Кинематограф воплотился кроме этого в новом направлении «фикшн-фотографии» – документальные фотографии со съемок фильма, «стоп-кадры».

Направление представлено на выставке Джона Филипса.

Фотограф Антонио Мильори, создавая работы неореалистической направленности, еще в 50-е годы предвосхитил появление жанра «граффити», а чуть позднее итальянцы откроют для себя имя Франко Фонтана – фотографа, заслужившего потом мировое признание неповторимо изощренной работой с цветом. Еще позднее Гвидо Гвиди покажет природу символа в собственных уникальных пейзажных работах.

Марко Кампанини. Topografia immaginaria/Мнимая топография, 2004. 45×30 см – цифровая печать (коллекция автора)

История итальянской фотографии, как продемонстрировала открывшаяся выставка, в целом богата примерами художественных альянсов. В той атмосфере творческого подъема, которая была характерна для 1950-ых годов, кружки фотографов и различные группы весьма бурно дискутировали между собой. Объединенные в группы, живописцы, однако, не копировали друг друга, не подводили свои работы под некоторый неспециализированный знаменатель.

Эти особенности эволюции итальянской фотографии сделали вероятным множество броских художественных явлений.

Свойственный неореализму социальный пафос, главенство содержания над формой – все это полностью воплотилось в судьбу в послевоенное время. Действительно, потом эти самые броские отличительные черты неореализма (уже застоявшегося, так сообщить) все-таки компенсировались опытами в области языка фотографии. В послевоенные годы нужная гармония поддерживалась, например, упрочнениями объединения «La Gondola».

Как заметил куратор выставки, координатор архивирования фотографии и Центра исследования Вальтер Лива, «…участники кружка пробовали примирить субъективизм и социальную злободневность, документализм и творческую интерпретацию». Об этом именно свидетельствуют работы Паоло Монти, Джино Болоньини, Лучано Скаттоло, Тони Дель Тина, Альфредо Брешиани, представленные на выставке.

Массимо Витали. Rosignano Solvay/Rosignano Solvay, 1995. 34×26 см – цветная печать (личная коллекция)

Во второй половине 60-ых годов экономический бум в Италии отправился на спад, и в стране начали проявляться показатели экономического и социального кризиса. Как следствие – к студенческим протестам добавились выступления рабочих. Самый вовлеченные в происходящее фотографы не желали ограничиваться ролью несложных поставщиков и производителей «зрительных образов».

Они ощущали себе яркими участниками происходящих изменений и отражали их в собственных работах. Так, Джорджо Лотти осуществляет масштабное фотографическое описание всей страны, выявляя угрозы, каковые несет природе индустриальная цивилизация, а объектом работ Роберто Сальбитани делается тотальное засилье рекламы (как и ее агрессия) в муниципальный среде.

Работы современных мастеров последних двух десятилетий пара выбиваются из неспециализированной воздуха выставки, но разнообразят экспозицию. Меньше документальности, больше влияния Европы, современных течений в мастерстве. Особенный колорит придают выставке карточки храброго экспериментатора Паоло Джоли, безукоризненные архитектурные композиции документалиста Габриеле Базилико, изощренные образы фэшн-фотографа Джана Паоло Барбьери, антропологические фотоисследования Антонио Бьязьюччи, постановочные изыскания Маурицио Фруллани, уникальная работа с телами и образом моделей Роберто Кустерле.

Обобщив вышеперечисленное, нельзя не добавить, что итальянская фотография предстает перед зрителем неповторимым явлением культуры ХХ века. В апреле экспозиция из Санкт-Петербурга переедет в Новосибирск, после этого ее заметят обитатели Омска, Екатеринбурга, Новгорода и, наконец, москвичи.

Напоследок стоит сообщить пара слов об одном из основных организаторов выставки – Центре архивирования и исследования фотографии (CRAF). Организация основана в первой половине 90-ых годов двадцатого века и занимается научно-историческим изучением работ фотографов, живущих в регионе Фриули-Венеция-Джулия. CRAF поддерживает фотографические проекты, посвященные региону, и деятельность, направленную на развитие фотографической культуры во всех ее качествах.

В центре сохраняются фотографические архивы (тысячи фотографий, негативов и слайдов), иногда приобретаются новые работы.

Не считая всего другого в CRAF находятся коллекция выдающихся деятелей и писем писателей итальянской культуры послевоенного времени и многочисленное собрание полезных изданий, посвященных фотографии.

В ближайшие замыслы CRAF, которые связаны с Россией, входит организация выставки, посвященной жизни и творчеству (и литературному наследию) выдающегося итальянского режиссера Пьера Паоло Пазолини.

Photo News 05 05 2016


Интересно почитать:

Самые интересный результаты подобранные по Вашим интересам:

  • париж в цвете

    Открытие данной выставки в парижской мэрии было приурочено к столетию коммерциализации автохрома – первого промышленного процесса создания цветных…

  • санкт-петербургский фотовернисаж

    Что является современный мир? Каким он был день назад? И каким мы встретимся с ним на следующий день? Так, пожалуй, возможно «сократить» круг…

  • закулисье фотовернисажа

    Закончил собственную работу 8-й Фотовернисаж – «стиль и Мода судьбы». Как в большинстве случаев, главная тема беседы в околофотографических кругах по…

  • париж фото

    Ноябрь 2010 в Париже это месяц весьма богатый на фотографические события. Два самые важных – это Месячник фотографии, фестиваль, что проходит во всех…

  • paris photo 2007

    За 10 лет собственного существования салон фотографии «Paris PHOTO» заслужил репутацию первой и единственной большой ярмарки всемирный фотографии,…

  • уроки от мастеров фотографии

    Мы решили поделиться с вами знаниями и основными секретами, каковые возможно купить, изучив работы выдающихся фотографов – Майнора Уайта (Minor White),…