На верхних этажах питерской фотографии

на верхних этажах питерской фотографии

Я снимаю шляпу перед фотолюбителем. Им движет благородная любовь к фотографии как такой. Он не отягощен заботами о гонораре за собственные снимки, он не обивает пороги редакций с пухлыми портфолио под мышкой. Он не берёт лавров «Лучшего фотокорреспондента года».

Ему достаточно приобретаемого весёлого удивления от возможности запечатлеть поразившую его неискушенный взор феерическую красоту радуги над цветущим лугом либо кружево паутины в бисеринках росы на опушке леса… 19.09.2007
Борис Манушин

Я снимаю шляпу перед фотолюбителем

Им движет благородная любовь к фотографии как такой. Он не отягощен заботами о гонораре за собственные снимки, он не обивает пороги редакций с пухлыми портфолио под мышкой. Он не берёт лавров «Лучшего фотокорреспондента года». Ему достаточно приобретаемого весёлого удивления от возможности запечатлеть поразившую его неискушенный взор феерическую красоту радуги над цветущим лугом либо кружево паутины в бисеринках росы на опушке леса.

И его мало тревожит, что все это уже было снято-переснято тысячи раз; сейчас он сопричастен к возможности творческого самовыражения, его душа ликует: остановись мгновение – ты замечательно!

Позже свои работы он принесет на скромную фотолюбительскую выставку, на которой ваш взгляд не будет поражен головоломными ракурсами либо репортажно-злободневными «ужастиками». Тут время давным-давно остановило собственный бег, оно отдыхает на лоне идиллических пейзажей; мило на вас незамысловатые портреты; все так же забавны умильные сценки из судьбы собачек, птичек либо насекомых. Вы снисходительно радуетесь?

А возможно эти скромные фотографии сущность проявление мудрости фотолюбителей – людей, много поживших в этом безалаберном и иногда таком ожесточённом мире?!

Негромкие заводи ВДК

Если вы подниметесь на лифте на верхний этаж Выборгского Дворца культуры, то заметите на стенах 30-ю отчетную фотовыставку фотоклуба, ветшайшего в стране, и посвящена она восмидесятилетию самого Дворца. В текущем году это уже вторая фотоклубная выставка – первая состоялась весной – завидная плодовитость у фотоклуба-ветерана, ощущающего себя в полной мере уютно в ВДК, как у себя дома, и кто не слышал о легендарном Выборгском фотоклубе! Пускай сейчас он переживает, возможно, не самые лучшие времена, но он сохранил ядро преданных ему фотолюбителей – и убеленных сединами, и молодежь, тянущуюся за ними.

Обе выставки фотовыборжцев в полной мере традиционны и не блещут изобилием и новизной сюжетов, но, посудите сами, что смогут снимать по большому счету рядовые фотолюбители, не покоряющие летом вершины Гималаев, не охотящиеся на львов в Африке и т.п. Всю эту экзотику им заменяют родные березовые рощи, тихоструйная Сороть в Михайловском, закрывшаяся туманами на снимках Ф. Терентьева.

ВДК. Ф. Терентьев. «Над рекой»

Его работа «Над рекой» выполнена по строгим канонам хорошей композиции: в полумраке восхода солнца чёрная листва кустов и деревьев на переднем замысле формирует «кулисы», через каковые видна сама речка; это классический метод создания иллюзии «глубины пространства» (тот же прием и в «В равнине Сороти» на весенней выставке).

В полной мере традиционен и простенький пейзаж у Н. Ивановой с березкой в левой трети общепланового кадра; но на весеннем вернисаже она блеснула снимком «Зимняя осень» – методом совмещения двух пейзажных кадров ей удалось создать поэтическую фотозагадку, завлекавшую взор зрителя своим своеобразием. Тогда же весной А. Локоть продемонстрировал весьма увлекательную «Лестницу» (цвет), композицию которой создатель выстроил на ясно-ломаной тени самой лестницы на белой стенке, за которой было видно вверху густо-светло синий небо.

Оптимален был и его натюрморт; но в этом случае, в осеннюю пору, Локоть был представлен только простым «туристическим» снимком, неспециализированным замыслом, с уровня глаз, без выдумок. Эта печать незамысловатой простоты лежит, к сожалению, на большинстве пейзажных снимков, составляющих большую часть экспозиции обеих выставок фотовыборжцев. Уж коль не так долго осталось ждать мы не можем удивлять зрителя экзотическими сюжетами, так хотелось бы видеть на отечественных фотолюбительских вернисажах более занимательные по композиции кадры: с умелым построением в глубину, с акцентированным передним замыслом, не с шаблонной точкой съемки «от пупа» и т.п., а самое основное – в обязательном порядке должна быть отыскана какая-нибудь неожиданная, «кричащая» подробность, за которую имел возможность бы зацепиться глаз; без таковой личной отметины ваш пейзаж будет «по большому счету» холостой выстрел.

В полной мере по силам и легко дешёв фотолюбителям таковой жанр, как стрит-фотография (новомодный термин, обозначающий уличную съемку). В этом случае в ВДК их мало, а жаль: в большинстве случаев, это жанровые и иногда весьма забавные сценки, каковые постоянно привлекают внимание зрителей.

ВДК. А Рощин. «Партия на пассажира»

Умелый А. Рощин подсмотрел нетрадиционное ответ таксистов, кому ехать первым – они разыгрывают право везти пассажира («Партия на пассажира»). Дабы сделать таковой снимок, фотографу необходимо помнить забрать собственный фотоаппарат, выходя из дома, и шире открыть внимательные глаза, поскольку «улица неизменно полна неожиданностей».

ВДК. Ф. Лурье. «Дворик»

А ветеран Выборгского фотоклуба Феликс Робертович Лурье довольно часто находит собственные экзотические – на собственный лад – сюжеты в дворах и переулках города. За скромным заглавием «Дворик» скрывается зоркий и насмешливый взор умелого фотоохотника, а настоящее наименование возможно прочесть на стене.

ВДК. Е. Кенунен. Б/н

Необыкновенную фотомодель применяет при создании собственных забавных снимков Е. Конунен: это белая крыса, которая то с радостью позирует в виде гимнастки на турнике, то бесстрашно будит удивленную кошку.

ВДК. В. Митрофанов. «Радуга над Невой»

Из портретных работ фотовыборжцев заслуживают внимания подкупающие собственной непосредственностью фотографии глазастых ребятишек: «А детство-то кончилось» М. Агарковой и «Радуга над Невой» В. Митрофанова – работа, необычайная сочетанием крупнопланового портрета с муниципальным пейзажем, к тому же и с радугой; но, вероятнее, это все же компьютерная композиция.

В общем, эта классическая, во всех смыслах, 30-я выставка Выборгского фотоклуба все же, на мой взор, через чур уж камерна для круглой юбилейной; возможно, объединив весеннюю и осеннюю, итог был бы более весомым?! Вероятно. Но это уже из области догадок.

Но в любом варианте имеется все основания поздравить Выборгский фотоклуб с в полной мере успешным, на фотолюбительском уровне, съемочным годом!

Черты эры?

С пятого этажа ВДК сейчас перенесемся на верхний этаж того дома на Невском проспекте, 54, по крутой лестнице которого когда-то давным-давно торопился в собственный ателье неугомонный и вездесущий Карл Булла. Сейчас тут с фотоателье соседствуют и музей прославленного петербургского фотографа, и Фонд его имени. Этот недавно появившийся Фонд решил провести в Петербурге, ни большое количество ни мало, Интернациональный фотоконкурс «Эры зримые черты».

Задуманное как эпохально-масштабное, предприятие это, направляться признать, продуманно было все же не хватает, и вопросов появилось больше, чем ответов.

Во-первых, дабы никому дотоле малоизвестный фотоконкурс стал бы «интернациональным» – не для красного словца, а де-факто, – нужно было бы к интернациональной же рекламно-ознакомительной акции присовокупить призовой фонд в евро и с несколькими нулями в придачу.

Во-вторых, заявленная тематика фотоконкурса звучала так колокольно-торжественно, что в самый раз было высказать предположение, что, как минимум, все ведущие петербургские фотожурналисты будут персонально приглашены и смогут предъявить собственный видение «эры». Но конкурс прошел фактически без их участия, а молодежь, делающая собственные первые шаги в пресс-фотографии, и фотолюбители, отозвавшиеся с радостью из последовательности городов России на призыв из Санкт-Петербурга, не могли обеспечить большой уровень заявленной тематики – это им не по зубам.

Да и, сообщите на милость, что подразумевали под словом «эра» устроители фотоконкурса? Переживаемый на данный момент страной отрезок времени под подобное определение не подходит, рановато еще мыслить нам такими категориями; вот в то время, когда тоннель кончится и Российская Федерация прорвется к «свету», тогда и возможно будет сказать «эра». Пока же ее «зримые черты» еще еле просматриваются в тумане, как их узреть?!

Но, без шуток рассуждать о девизе-слогане конкурса не имеет смысла: и ежу ясно, что он прилеплен к «интернациональному фотоконкурсу» как красочный плакат: и важно-солидно, и красочно-торжественно, оставаясь вне смысла и содержания.

Еще один вопрос: как собирались устроители, взяв из Тюмени и Магнитогорска, Краснодара и Москвы и других городов, кроме, очевидно, самого Санкт-Петербурга, более чем 2000 фотографий, разместить в мелком зальчике у К. Буллы представительную фотовыставку? Так как в нем удалось продемонстрировать только часть отмеченных жюри серий, при том, что повешены снимки были впритык и в три последовательности. Тут Манеж был бы нужен!

Что же заметит зритель, одолевший крутую лестницу в собственном восхождении к верхнему этажу петербургской фотоистории? Маленькую экспозицию победителей фотоконкурса, все сплошь серии, из снимков маленького формата (более чем 30×40 было не втиснуть). Представленные «зримые черты» – мелкотемье: сектанское бытие «Самаритян» (Д. Шихин, СПб), малосодержательная серия «В торговом комплексе» (Д. Тарасов, Екатеринбург), «Цыганское рождество» с разнаряженными персонажами (Т.

Котова, СПб) и т.п. К социально-значимой тематике возможно было отнести только две-три серии, в числе которых «Рыболовный поселок» петербурженки М. Астаховой; весьма условно «Мараловоды» А. Шапрана (Новосибирск). На низком фотоизобразительном уровне выполнены все пейзажные работы, невыразительные и унылые; единственное исключение – «Первый снег» Т. Зубковой (Краснодар), и пускай она вторична по сюжету – и падающие хлопья снега на прохожих, и красноватый зонтик выговором, и оранжевое пятно автомобили у края тротуара – все создало прекрасно скомпонованную, запоминающуюся композицию!

Гран-при жюри присудило серии В. Коротаева из Тюмени «Как Андрюшку усыновили» в номинации «Домашняя фотография»; снимки в полной мере домашние по своим фотографическим преимуществам. Не считая гипотетической причастности их к ответу демографической неприятности, о котором все так сейчас хлопочут, вторых обстоятельств для Гран-прирования серии я не отыскал.

Больше всего меня заинтересовал Игорь Лагунов из Магнитогорска, ставший настоящим храбрецом разглядываемого фотоконкурса: призом отмечены три (!) его серии фотографий, и любая из них наглядно продемонстрировала разнохарактерные черты сегодняшней отечественной фотографии.

В номинации «лица и Люди» представлена серия «Русская часть», задуманная Лагуновым как визуально-философское осмысление действительности (и единственная работа, в полной мере отвечающая девизу конкурса). Это прекрасно структурированная портретная серия, в которой любой кадр продуман и выстроен в приёмах и традициях хорошей фотографии XX века. Любой кадр оптимален по-своему, а совместно, во сотрудничестве, они образуют эмоционально-ясную мини-панораму русского бытия; к тому же, любой есть «выставочным снимком» – это определение большого уровня фотографии забыто, к сожалению, сейчас.

И данный же И. Лагунов выставил совсем беззащитную, на мой взор, серию «Комбинат» (имеется в виду Магнитогорский металлургический). В первую очередь, самого комбината на снимках нет; у металлургов один целый перекур – кто прикуривает, кто покуривает; чем они занимаются еще – неизвестно. Чувство от данной серии Лагунова, складывающейся из четырех случайных кадров, таково: пришел в тёплый цех неопытный фотолюбитель и, растерявшись, сфотографировал первое, что попалось на глаза.

Но за данный «Комбинат» автору присуждается на конкурсе «Эры» I-е место! Как говорят: «Без комментариев».

Эры зримые черты. И. Лагунов. Из серии «Призыв»

И, наконец, третья награжденная серия все того же разноликого Лагунова – «Призыв». Это хороший репортажный рассказ о том, как юноши уходят проходить службу в армию.

Все происходящее перед отправлением призывников: прощание с родными, вот они уже в автобусе, и руки провожающих, припавшие к автобусным стеклам (весьма похоже на тот кадр отечественного А. Мальцева, что пара лет назад мы видели на фотожурналистской выставке в ДЖ) – все переполнено чувствами, и создатель сумел в лет схватить волнующие моменты прощания. Одних этих кадров (4 снимка) было бы достаточно, дабы признать репортаж неоспоримой успехом уральца.

Но пятый из серии, крупноплановый портрет юноши, сосредоточенного на своем внутреннем душевном перемещении, с потрясающей «говорящей» пятерней, превосходно вписанный в толпу провожающих (хороший вариант: основной персонаж – «солист», и поддерживающий его «хор»). Право, эта серия, увенчанная броским шедевром, одна перевешивает целый «эпохальный» конкурс полностью!

Сейчас находятся фотодеятели, утверждающие устно либо в собственных текстах, что им неизвестно, что такое имеется «художественный образ», что понятие это в далеком прошлом устарело и пора забыть о нем, не мешая формированию «естественной», «прямой» фотографии. Не вступая в теоретизирование, я предлагаю каждому из «новаторов» взглянуть на снимок Лагунова и постараться позже забыть этого парня – образное воплощение глубокого раздумья человека о чем-то крайне важном в жизни.

Вот это и имеется явление фотоискусства, базу которого образовывает художественный образ.

Вредно ли жить на верхних этажах


Интересно почитать:

Самые интересный результаты подобранные по Вашим интересам: