«Оружие» фотокорреспондентов второй мировой

На протяжении многих лет с момента окончания Второй мировой мы постоянно восхищаемся снимками, сделанными фронтовыми фотокорреспондентами. И, само собой разумеется, хочется определить, какую же технику применяли фоторепортеры на протяжении войны. Информация об этом достаточно скудная. Мы можем взять представление о аксессуарах и фотооборудовании, использовавшихся в Великую Отечественную войну, только по немногочисленным фотографиям, на которых запечатлены сами фотокорреспонденты.

Но таких фотографий мало – фронтовые фотокорреспонденты отнюдь не рвались увековечить память о себе, а только вели летопись войны. Кроме этого определенную данные мы можем подчерпнуть из мемуаров знаменитых армейских фотографов, говорящих об изюминках съемки в боевых условиях.

Зарубежная фототехника

Известную германскую фотокамеру Leica на протяжении войны применяли по обе стороны фронта. Как мы знаем, в первый раз компактная фотокамера Leica с 35 мм пленкой была представлена на Лейпцигской выставке в 1925 году. Это было успешное изобретение Вручения Оскара Барнака – фотоаппарат оказался не только компактным, но и надежным и разрешающим делать снимки самого большого качества.

Данный фотоаппарат по преимуществу оценили и за пределами Германии.

В частности, до начала войны в течение 30-х годов германские фотоаппараты Leica ввозились в СССР как по официальным каналам (через официальные закупки), так и не по официальным (через экспертов, трудившихся в Германии). Тяжело перечислить все модификации германской фотокамеры, каковые употреблялись на протяжении Второй мировой.

«Оружие» фотокорреспондентов второй мировойLeica II «D»

Громаднейшее распространение взяли две германские камеры – это Leica II «D» и Leica IIIa «G». Модель Leica II «D» представляла собой первую серийную «лейку», снабженную сопряженным с объективом затвором и оптическим дальномером, разрешавшим приобретать семь выдержек в диапазоне от 1/20 до 1/500 секунды. Фотоаппарат LeicaIIIa «G», выпускавшийся с 1935 года, был оснащен замедлителем, благодаря которому уже возможно было приобретать выдержки от 1 до 1/20 секунды. Причем за счет правильной регулировки затвора достигалась выдержка в 1/1000 с.

Кстати, коммунистический аналог данной камеры называющиеся ФЭД-Б так и не смогли освоить в массовом производстве до начала войны. У нас германская камера Leica IIIa «G» взяла нежное прозвище «Аннушка».

Leica IIIa «G»

Обе камеры Leica комплектовались недорогим объективом Elmar 50/3.5. Германские армейские обозреватели обширно пользовались камерами Leica для освещения военных действий на Восточном фронте. Примечательно, что специально для жёстких условий русском зимы выпускались кроме того особенные армейские модификации камеры Leica с шариковыми подшипниками на подробностях механизма и хромированным корпусом. Такие фотоаппараты имели гравировку «К».

Немцы производили и модификации фотоаппаратов Leica для потребностей авиации, каковые снабжались надписью Luftwaffe на объективе.

Евгений Халдей фотокамерой Leica

Советские фотокорреспонденты не чурались применять фотоаппараты зарубежного производства для съемки армейских репортажей. В частности, такие мастера военной фотографии, как Евгений Макс и Халдей Альперт, снимали как раз камерой Leica. точность съёмки и Надёжность камеры выходили на первый замысел, в то время, когда серьёзный фоторепортаж с места событий подготавливался по заказу редакции больших издательств.

Советским фотокорреспондентам, снимавшим в прифронтовой полосе, выдавалось особое разрешение для пользования зарубежными фотокамерами. Как мы знаем, что фотокорреспонденты Марк Марков-Гринберг, Аркадий Шайхет и Борис Шейнин трудились с аппаратами Leica. На редких кадрах возможно кроме этого заметить Г.Г.

Петрусова с фотоаппаратом Contax и И.М. Шагина с камерой Leica.

Выдающийся мастер фоторепортажа Борис Игнатович на протяжении военных действий применял германский фотоаппарат Leica II и камеру английского производства Junior Special Ruby Reflex со сменной оптикой. Последняя модель представляла собой большую ящичную фотокамеру со встроенным мехом и зеркальной однообъективной совокупностью визирования, оснащенную штатным объективом Dallmeyer Anastigmat 130/4.5.

Junior Special Ruby Reflex

Помимо этого, Борис Игнатович самостоятельно сконструировал линейку объективов, снабжающих широкую палитру оптических картинок, на базе оптики Derogy и «Простаръ». Сменные объективы с разной степенью смягчения оптического рисунка разрешали ему снимать в прифронтовой полосе не только при дневном свете, но и в землянке в условиях неровного света коптилок.

Зарубежная фототехника доставалась советским фотокорреспондентам и из довоенных закупок, и в качестве трофейных экземпляров уже на протяжении военных действий. Помимо этого, из америки и Англии по ленд-лизу на протяжении войны действовала фотографическая техника и аксессуары к ней. В частности, в СССР было доставлено 178 фотоаппаратов всех типов, 48 камер для осуществления аэрофотосъемки и 3 фотокинопулемета.

Кроме этого много поставлялись фотографические материалы, каковые у нас в годы войны были в крайнем недостатке. Так, за время войны по ленд-лизу доставлялась хорошая и негативная 35 мм пленка, и полимерная база для производства фотопленки в СССР.

Отечественная фототехника

Потому, что зарубежных фотоаппаратов на всех не хватало, то вместо пресловутой камеры Leica на протяжении войны активно использовался ее отечественный аналог – фотоаппарат ФЭД. Массовое производство этих фотоаппаратов, являвшихся примерной копией германской камеры Leica II, началось еще в первой половине 30-ых годов XX века на «Фотозаводе коммуны им. Ф.Э. Дзержинского» (из этого сокращение камеры — Феликс Эдмундович Дзержинский) в Харькове.

Ежегодно количества производства возрастали, и к началу войны в стране было выпущено уже более ста шестидесяти тысяч аппаратов ФЭД. За исключением ведущих советских фотокорреспондентов центральных газет, взявших в собственный распоряжение германские камеры, все остальные снимали как раз камерой ФЭД.

Данный фотоаппарат именовали советской «лейкой». Он имел шторно-шелевой затвор из матерчатых прорезиненных шторок с правильной регулировкой, поддерживающий работу с выдержками от 1/20 до 1/500 секунды. Камера была снабжена видоискателем с повышением 0,44х и дальномером, имеющем базу 38 мм. ФЭД комплектовался стандартным объективом 3,5/50.

С конца 30-х годов выпускалась модификация «ФЭД-С» либо «командирский ФЭД», в котором диапазон выдержек был увеличен до 1/1000 секунды. Камера ФЭД-С оснащалась светосильным объективом 2/50, располагавшим, в отличие от стандартного объектива, сходу шестью линзами в собственной конструкции.

ФЭД-С

К сожалению, отечественные ФЭДы проигрывали по качеству оптики германским аналогам. Помимо этого, отечественная «лейка» не имела возможности похвастаться высокой надежностью, что во многом было связано с материалом шторок затвора. Потому, что шторки были матерчатыми, то в условиях русском зимы они просто промерзали, и советским фотокорреспондентам приходилось всегда держать камеру за обшлагом полушубка либо шинели, обогревая ее так.

Однако, ФЭДы, в целом, были достаточно компактными камерами, неприхотливыми и весьма несложными в применении. Другими словами каждая поломка могла быть скоро устранена в поле. Многие из известных фотографий ВОВ были сняты посредством камеры ФЭД.

Комплект оптики к камерам был ограничен, сменные объективы имели возможность позволить себе иметь лишь фотокоры центральных изданий. По большей части употреблялись штатные объективы фотоаппаратов – простые «полтинники», которыми довоенные камеры в обязательном порядке комплектовались при продаже. Германские сменные объективы отличались дороговизной, и купить их до войны фактически не представлялось вероятным.

Со своей стороны, отечественных объективов, производимых для камеры ФЭД, было очень ограниченное количество. На первых порах советские фотокорреспонденты имели возможность применять лишь широкоугольный объектив 28/4.5, и телеобъективы 100/5.9 и 100/6.3, но и их выпускалось лишком мало.

Многим фоторепортерам приходилось выкручиваться из данной сложной ситуации самим, потому, что аппаратуры с телеобъективами, разрешающими с далека снимать поле боя, у них не было. В таких условиях, к сожалению, второй возможности, дабы сделать снимок, не считая как самому пребывать в центре боевых событий, не существовало. Фотокорреспондентам не было возможности удаляться от объекта съемки потом чем на 30–35 метров, в противном случае изображение становилось расплывчатым и нечетким.

Исходя из этого чтобы сделать хороший снимок на передовой, от фотографа довольно часто требовалось большое мужество. Телеобъективы с фокусным расстоянием впредь до 4500 мм (на формат 135) выпускались лишь в Германии и советским фотокорреспондентам они имели возможность достаться лишь в качестве армейских трофеев.

Кроме очевидных неприятностей с оптикой, отечественные фотокорреспонденты всегда сталкивались и с таковой проблемой, как ограниченное количество и неудовлетворительное качество фотопленки. Качественных фотографических материалов в Советском Альянсе в годы войны катастрофически не хватало. Особенно не легко обстояла неприятность с цветной пленкой, не помогали кроме того поставки по ленд-лизу.

Как раз по данной причине среди фотографий, сделанных советскими армейскими фотокорреспондентами тех лет, мы фактически не можем заметить цветных фотоизображений.

Такая же тяжелая обстановка сложилась и в плане проявки отснятых фотоматериалов. Лишь по окончании 1942 года армейские репортеры смогли, наконец, пользоваться одолжениями фронтовых фотолабораторий, занимавшихся в основном проявкой пленки аэрофотосъемки разведывательной авиации. Соответствующее фотооборудование перевозилось в военных грузовиках, а в Москве и других больших городах были организованы обработки фотографий и централизованные пункты проявки.

Необходимо подчернуть, что фотоаппараты в годы войны требовались не только армейским фотокорреспондентам. Камеры использовались в авиации для аэрофотосъемки и в разведывательных целях для фотографирования с маленьких высот. Помимо этого, употреблялись они и в бытовых целях – для съемки фотографий на документы, на комсомольские билеты и партийные. Простые громоздкие, пластиночные фотоаппараты использовались во всех полках, воинских частях и батальонах РККА.

Исходя из этого перечислить все модификации и типы фотографического оборудования, употреблявшегося в годы ВОВ, фактически нереально.

Источник: Фотокомок.ру – обзоры и тесты фотоаппаратов (при цитировании либо копировании активная ссылка необходима)

Подробная История огнестрельного оружия ..От средних столетий до второй мировой


Интересно почитать:

Самые интересный результаты подобранные по Вашим интересам: