Постановка света при классическом светотональном портрете

Постановка света при классическом светотональном портрете

Как мы знаем, существуют две стилистики изображения — линейная (в живописи это, к примеру, Боттичелли, Дюрер, в архитектуре — готика) и красивая (Рембрандт, постимпрессионисты, в архитектуре — барокко, рококо). При создании светотонального рисунка на фотопортрете мы можем взять изображение как линейного, так и красивого характера. Линейное изображение чаще используется в рекламной съемке.

Обстоятельство этого в том, что количество головы в для того чтобы рода фотографиях создается не за счет света, а за счет работы визажиста: скулы притемняются, середина века высветляется перламутровыми тенями, и т.п. — практически все количества создаются методом раскрашивания лица модели. В остальных случаях количество на голове выстроен за счет светового рисунка, а сама фотография тяготеет не к линейному, а к красивому характеру.

Тут мы попытаемся обсудить особенности постановки света на портрете при создании светотонального рисунка (светотональной именуется схема, при которой на сюжетно-серьёзной части лица отсутствуют падающие тени).

На первой фотографии свет стоит от камеры — обычный софтбокс 60х90 расположен прямо над камерой (см. схему 1). При таком положении источника света падающих теней на лице мы, само собой разумеется, не заметим. Но и количеств — также, по крайней мере , пока их не нарисует визажист.

Само собой разумеется, в случае если вместо софтбокса мы заберём более точечный источник — к примеру, вспышку с открытым несложным отражателем, то количества легко проявятся, но все же в недостаточной степени.

Попытаемся переместить прибор чуть в сторону (см. схему 2). Количества на голове показались (фото 2), но они до тех пор пока что выражены не хватает четко — в отличии от того случая, в то время, когда прибор стоит чуть контровее плоскости носа (фото и схема 3). Разглядим данный момент чуть подробнее.

Главное правило (которое, конечно же, в некоторых необыкновенных случая возможно и необходимо нарушать) пребывает в следующем: центр прибора, дающего рисующий свет в хорошей светотональной схеме обязан размешаться чуть-чуть контровее плоскости носа. На схемах 1-3 плоскость носа обозначена ярким прямоугольником. (Чем ближе к камере расположен прибор, тем он более фронтален, чем он дальше от камеры и развернут в ее сторону — тем он более контровой).

Тут имеется одна тонкость — необходимо смотреть за тем, дабы прибор не был через чур контровым — в этом случае на лице покажутся падающие тени и схема из светотональной превратится в светотеневую. Увидим, что чем больше размеры источника света, тем легче взять светотональную схему и тем комфортнее в ней трудиться. С точечным источником света кроме того мелкие повороты головы модели при нахождении ясной позы будут значительным образом поменять световой рисунок, а при применении громадных софтбоксов либо зонтов — кроме того средние по амплитуде повороты не будут приводить к какое количество-нибудь принципиальным трансформациям.

Фото 1. Прямой
свет от камеры
Фото 2. Фронтальное
положение
Фото 3. Контровое
положение
Схема 1. Схема 2. Схема 3.

Что же, с одной координатой источника света мы разобрались — прибор обязан находиться чуть-чуть контровее плоскости носа модели. А что творится со второй координатой — с высотой? Тут имеется определенная закономерность — чем ниже расположен прибор, тем, во-первых, шире будет получаться лицо , и, во-вторых, тем менее будут показаны вертикальные количества (фото и схема 4).

В то время, когда источник света был расположен прямо над камерой (фото и схема 1), у нас всецело скрадывались горизонтальные количества, сейчас же — при нижне-боковом положении источника света, в значительной степени скрадываются вертикальные количества. В некоторых случаях как раз такое положение рисующего источника света оказывается самые выгодным, но чаще прекрасный портрет возможно сделать тогда, в то время, когда рисующий прибор находится мало выше головы человека, которого мы снимаем (фото и схема 5).

Но и через чур высоко поднимать прибор не следует — в этом случае глаза смогут провалиться в тень, и портрет окажется сумрачным, тяжелым. В случае если сумрачность, погруженность в себя, психотерапевтический надрыв — это тот образ, что вам нужен, то возможно смело поднимать софтбокс весьма высоко, впредь до того, что свет может падать вертикально сверху. Значительно чаще такие схемы прекрасно трудятся на возрастных, фактурных лицах — жизненный опыт, печать времени отлично сочетаются с драматичным верхним светом.

Фото 4. Низкое положение Фото 5. Обычное положение
Схема 4. Схема 5.

Настало время разобраться с заполнением, а, правильнее, с контрастом света на голове. Тут мы можем пойти по одному из двух дорог — или приобретать высококонтрастную, графичную картину, или пробовать уложить диапазон яркостей отечественного сюжета в хорошие 5 ступеней. Для того, чтобы получить графичное изображение, достаточно с теневой стороны поставить негра либо французский флаг — матовый тёмный отражатель.

Это возможно фирменный отражатель, быть может — легко кусок тёмной неблестящей ткани. Вся отличие между ними в том, что ткань еще необходимо как-то исхитриться закрепить.

Чаще, но, сюжет стараются уложить в 5 ступеней. Давайте разберемся, как это сделать посредством отражателя — до тех пор пока что мы предполагаем, что лампочка у нас одна. Логичным думается расположить отражатель с теневой стороны головы – свет попадет в теневую часть, контраст снизится, и дело в шляпе. В действительности – не все так легко. Давайте взглянуть на 6 кадр – на чем будет сосредоточено внимание зрителя?

Сравните кадры 6 и 8 – в каком из них глаза завлекают больше внимания? А ведь как раз глаза значительно чаще являются самая выразительной частью лица, как раз взор держит зрителя, не отпускает его, открывает путь к тому диалогу с портретом, что и имеется конечная цель портретной съемки. В чем же отличие между 6 и 8 кадрами? Ответ весьма несложен – в цвете и положении отражателя.

В случае если мы расположим отражатель сбоку, как это сделано на фотографии 6 (см. схему 6), то свет в основном ляжет на ухо, выделит и выделит его, чем корректно заполнит тень на развёрнутой от света щеке. Итог – два центра внимания в кадре – глаз и портрет – и ухо делается значительно менее ясным. Приблизительно то же самое происходит при, в то время, когда отражатель стоит спереди-снизу – данный случай изображен на кадре 7 (см. схему 7).

На лице подчеркиваются совсем ненужные и нежелательные количества, да и подтянутости и стройности таковой свет лицу не додаёт. Помимо этого, складывается совсем не характерная для «живого» света картина: на одной половине лица свет лежит сверху-вниз, а на другой снизу-вверх. Ничего хорошего такая схема постановки света при съемке хорошего портрета не позволит.

самый точный и прекрасный свет даст отражатель, что стоит чуть выше либо на уровне головы портретируемого, и расположен он не сбоку, а выдвинут вперед, к камере (см. схему 8). Каким как раз отражателем пользоваться – золотым, серебряным, белым – дело личного вкуса каждого фотографа, но с моей точки зрения самый красивый свет дает несложной белый отражатель — как раз с таким отражателем снят 8 кадр.

Фото 6. Отражатель
сбоку
Фото 7. Отражатель
снизу
Фото 8. Отражатель
сбоку-спереди
Схема 6. Схема 7. Схема 8.
Схема 6. Вид сверху Схема 7. Вид сверху Схема 8. Вид сверху

Напоследок еще раз прошу обратить внимание – в данной лекции мы обсуждали постановку света именно на хорошем психотерапевтическом портрете. Фэшн, образный портрет, имитация жанрового портрета, гламурный портрет – эти стили обычно требуют принципиально другой работы со светом. В следующих лекциях мы в обязательном порядке коснемся этих тем, а до тех пор пока – благодарю за внимание.

Источник: http://photo-element.ru/ps/tone/tone.htmlАвтор: Андрей Рогозин

Хороший портрет с одним источником постоянного света.


Интересно почитать:

Самые интересный результаты подобранные по Вашим интересам: