Правило третей — миф или реальность?

правило третей - миф или реальность?

Тэвис Лиф Гловер из Гонолулу, Гавайи, — фотохудожник, основатель и автор статей фотостудии IPOX. Он уверен, что правила гештальтпсихологии применимы не только к психике, душе, вместе с тем к искусству и фотографии в целом. В собственной статье о правилах композиции он рассуждает о хорошем правиле третей в изображениях и о том, из-за чего от него стоит отказаться. 25.05.2017
Photonews

Меня кличут Тэвис Лиф Гловер, я простой фотограф, такой же, как и вы, и моя цель — создавать произведения искусства, которыми я имел возможность бы гордиться, которыми имел возможность бы поделиться с миром. Но в начале моего пути мне что-то весьма мешало — как выяснилось, это было правило третей. Всем нам в отечественном творческом младенчестве насильно скармливают идею о правиле третей, а также в то время, когда отечественное познание композиции делается более зрелым, мы так же, как и прежде не можем от нее избавиться.

Быть может, мы сможем поменять будущее мастерства, в случае если совместно откажемся от правила третей и познакомимся с бесценными композиционными приемами, о которых рассказывается в данной статье. Без композиции мастерство процветать не имеет возможности. Но, применяя правило третей для ее создания, вы оказываетесь в тупике посредственности.

Звучит жестко — но это так. Я пробую продемонстрировать, что правило третей — это кроме того не правило, которое необходимо нарушить, это база, на которой вы строите — либо не строите — собственные произведения. Это ваш выбор.

Миф № 1 о правиле третей: «Оно делает изображение приятным глазу»

Что означает «делает изображение приятным глазу»? Уверяю вас, это не имеет ничего общего с размещением предметов и людей на пересечении неких линий. Приятна глазу та композиция, которая четко воспринимается зрителем, без отвлекающих элементов, без непоследовательности и путаницы. Как этого добиться? Во-первых, нужно осознать, как мозг принимает зрительные стимулы. В качестве пояснения воспользуемся понятиями из гештальтпсихологии.

К примеру, на этом фото используется техника «Сотрудничество фона и фигуры», которая позволяет четко поделить персонажа фотографии и задний фон…

Фотография Анри Картье-Брессона, которая демонстрирует «сотрудничество фона и фигуры»

… либо «Закон продолжения», что разрешает создавать изогнутые арабески посредством множества предметов…

Картина Эдгара Дега, демонстрирующая «арабеску»

… либо «Громаднейшая область контраста», которая оказывает помощь направить взор зрителя к главному персонажу.

Фотография Дэвида Беллемера, в которой использован принцип «Громаднейшая область контраста»

Миф № 2: «Этим правилом пользуются специалисты»

Очередной распространенный миф. Заберём для примера Энни Лейбовиц. Она, непременно, специалист и один из самых воодушевляющих фотографов отечественного времени.

Давайте наложим сетку правила третей на один из ее снимков и посмотрим, применяла она это правило либо нет.

Размещение каминной полки соответствует правилу третей

Как видим, каминная полка идет ровно на протяжении линии. Хм, по всей видимости, Энни вправду применяла правило третей но погодите, а как она расположила моделей? Как ей удалось создать столь превосходную композицию, в случае если возможно пользоваться лишь вертикальными и горизонтальными направляющими? Кое-какие из моделей расположены по сетке, но что дальше? Как разместить их руки, ноги, платья, взоры?

И вот тут на сцену выходит динамическая симметрия.

Это — динамический прямоугольник √4 с главными сечениями — горизонтальными и вертикальными

Динамический прямоугольник √4 возможно поделить на четыре меньших прямоугольника √4. Энни разместила модели в соответствии с динамической симметрии, либо, иначе говоря решетчатой совокупности

Это прямоугольник 1:1,5 с главными сечениями. В прямоугольнике √4 возможно разместить 3 прямоугольника 1:1,5

Полная сетка решетчатой совокупности

Динамическая симметрия оказывает помощь нам организовать композицию, она применяет вертикальные, горизонтальные и диагональные линии для ритма и единства изображения. Будь то картина, фотография либо скульптура, динамическая симметрия трудится для всего.

«Лаокоон и его сыновья» — греческая скульптура, выполненная с применением динамической симметрии

Миф № 3: «Правило третей оказывает помощь взору двигаться по изображению»

Это заявление весьма на большом растоянии от истины. Выстраивание объектов в какой-то точке без рассмотрения того, как будет смотреться изображение в целом, вовсе не содействует созданию перемещения в композиции.

Фото Тэвиса Лифа Гловера

«Закон продолжения» из гештальтпсихологии дает нам пара инструментов для движения и единства, каковые будут перемещать взор зрителя по снимку либо картине. Самый визуально привлекательный из них — «арабеска».

«Арабеска», фото: Тэвиса Лифа Гловера

«Арабеска» — это криволинейный элемент, что вы имеете возможность включить в собственный изображение; она создаст на нем образ прекрасного, красивого перемещения. Многие живописцы деятельно пользовались этим инструментом в собственных работах.

Арабеска, Картина Винсента Ван Гога, демонстрирующая «арабеску»

Еще одна техника для перемещения — это «совпадение». Оно определяет отношения между гранями и объединяет бессчётные элементы на изображении, что оказывает помощь создать перемещение в стороны и вверх-вниз. «Направляющие линии» вовсе не постоянные полосы, как возможно поразмыслить, если судить по заглавию. Она рваная, невидимая, и фокус в том, что мозг с легкостью принимает ее и сам «дорисовывает» недостающие части линии.

Картина Караваджо. Обратите внимание, как создатель осознаёт «Закон продолжения» и прячет направляющие линии На этом фото видно, как Энни Лейбовиц выстраивает грани, применяя руки и женщины и ноги мужчины. Энни Лейбовиц, демонстрирующее «совпадения»

То же самое мы видим на картине «Мона Лиза» да Винчи и на сложной композиции «Рождения Венеры» кисти Бугро.

Картины да Винчи и Бугро, демонстрирующие «совпадения»

Миф № 4: «Правило третей убирает персонажа из центра»

Во-первых, кто сделал вывод, что размещение персонажа по центру — это не хорошо? Из-за чего нас заставляют в это верить?

Фото Тэвиса Лифа Гловера

Фото Тэвиса Лифа Гловера

В гештальтпсихологии имеется техника, именуемая «Закон симметрии». В неспециализированных словах она свидетельствует, что человеческий мозг постоянно пытается отыскать баланс в зрительных стимулах. Исходя из этого, в случае если мы используем правило третей и смещаем персонажа из центра, нам необходимо чем-то его уравновесить.

В случае если этого не сделать, окажется не хорошо сбалансированная композиция.

Отсутствие объекта для равновесия (либо занимательного контекста), фото Тэвиса Лифа Гловера

Существует вертикальный и горизонтальный баланс (я именую их «направление взгляда» и «воздушное пространство»); чтобы получить прекрасно сбалансированное изображение, нам необходимо обучиться руководить ими обоими.

Вертикальный баланс по отношению к горизонтальной центральной линии

Горизонтальный баланс по отношению в вертикальной центральной линии, направление взора влево и вправо. Картина Дега, сбалансированная по горизонтали

На данной моей фотографии главные храбрецы находятся в центре, но изображение прекрасно уравновешено, по причине того, что тут имеется и вертикальный, и горизонтальный баланс.

Фото на данный момент Лифа Гловера, сбалансированное как по вертикали, так и по горизонтали

Мне потребовалось пара лет, дабы избавиться от влияния правила третей на мои композиции. Раньше я постоянно располагал персонажей с одной либо второй стороны, не вспоминая о снимке в целом.

Фотографии Тэвиса Лифа Гловера до изучения художественных приемов и техник гештальтпсихологии

Миф № 5: «Правило третей — это база сбалансированного и увлекательного снимка»

Мы уже поболтали о «Законе симметрии», что снабжает верный баланс изображения. Сейчас нужно упомянуть о том, что правило третей формирует нежелательное негативное пространство. В случае если мы персонажа на одно из пересечений сетки, не думая об изображении в целом и не уравновешивая его, на снимке появляется негативное пространство, которое отвлекает взор зрителя от главного храбреца.

Точка интереса слева, Справа нежелательное негативное пространство. Фото демонстрирует, в большинстве случаев третей формирует нежелательное негативное пространство

Негативное пространство может употребляться намеренно, дабы создать чувство одиночества, отрезанности от мира. Но если оно показалось на снимке случайно, значит, кадр делал неопытный новичок.

Негативное пространство для изоляции и изображения одиночества. Фото Грегори Крюдсона. Негативное пространство акцентирует историю на снимке

Миф № 6: «Правило третей — хорошая точка отправления для начинающих»

Мой личный опыт подсказывает, что правило третей может лишь завести в тупик. Вначале я думал о нем как о чем-то революционном, хвастался его применением перед фотографами-новичками. Но позднее я был на «плато», не осознавая, как мне дальше выстраивать композицию — и все вследствие того что следовал правилу третей.

Изучение правила третей, «Плато» правила третей, Изучение художественных приемов, Уровень мастера

Сетка динамической симметрии (Ф 1,618). Сетку динамической симметрии применять так же легко, как сетку правила третей В случае если фотографы и художники сначала будут использовать не правило третей, а динамическую симметрию, они смогут пользоваться не только вертикальными и горизонтальными линиями, вместе с тем диагоналями, создавать с их помощью ритм — и не имеет значения, будет это делаться верной позой моделей либо направлением мазков кисти. Количество дешёвых диагоналей в прямоугольнике ограничивает число вероятных направлений, и это разрешает создавать более сильную композицию, а не хаотичный разброс. Картина Вильяма Бугро демонстрирует, как создатель создал ритм, расположив модель по сетке динамической симметрии

Миф № 7: «Правило третей создали живописцы Ренессанса, в противном случае и вовсе древние греки»

В первый раз документальное упоминание о правиле третей находится в книге гравёра Джона и английского художника Томаса Смита, датированной 1797 годом. И, если судить по его работам, его сложно назвать великим мастером.

Да Винчи применял правило третей? Да Винчи бы в гробу перевернулся, если бы услышал это. Он столько сил и времени посвятил совершенствованию собственных композиций, столько обучался, практиковался — для чего?

Дабы кто-то свел все его упрочнения к несложному правилу третей? Ни за что. Да Винчи, как и другие великие мастера, включая и древнегреческих, использовал динамическую симметрию, золотое сечение, другие художественные приемы, такие как арабеска, гамма, совпадения, расходящиеся лучи, сотрудничество фона и фигуры, эллипсы, ограждения и без того потом.

Правило третей? Благодарю, не нужно! Картина Вильяма Бугро

Миф № 8: «Взор машинально притягивается к точкам силы»

На фото линия и дерево горизонта размещены на протяжении линий правила третей

Если бы все было так легко. Расположите персонажа на пересечении линий, обозначенных правилом третей, и — БАМ! — вы уже осуществляете контроль взор зрителя. Не тут-то было. Что по поводу того факта, что взор притягивают области высокой контрастности?

В то время, когда мы делаем персонажа «громаднейшей областью контраста», разве мы не будем прежде всего наблюдать именно на него, независимо от его расположения и позы?

Объект и Наибольшая область контраста для равновесия. Фото Тэвиса Лифа Гловера

Еще одна вещь, которая завлекает взор, — «мерцающий край», как я это именую. Имеются в виду высококонтрастные элементы у краев изображения, каковые оттягивают на себя внимание. Если вы создадите последовательность контрастов и уберете с краев все отвлекающие моменты, это окажет помощь осуществлять контроль перемещение глаз ваших зрителей в рамках изображения.

Картина Джеймса Уистлера с «мерцающим краем» и без него

Миф № 9: «Кадрирование изображения под правило третей — хороший метод спасти снимок»

Обрезав фотографию с нехорошей композицией, нехорошим освещением, вы не сделаете ее лучше. Обрезать снимок, дабы его улучшить, — это все равно что трудиться задом наперед. Компоновать кадр нужно до, а не по окончании съемки.

Израсходованные впустую пиксели. Старайтесь не кадрировать изображение, а изначально снимать так, дабы не требуется было ничего обрезать

Изучайте гештальтпсихологии и принципы композиции, дабы знать заблаговременно, что вы желаете взять в итоге, и осознавать, как верно этого добиться. Не жертвуйте пиксели правилу третей. Ваше творчество заслуживает большего.

золотые № 10: «Точки точки и Миф силы создают драматизм»

Как мы уже осознали, одно лишь размещение персонажей по третям не придает изображению драматического напряжения.

“Золотые” точки. Фото Тэвиса Лифа Гловера. Кадрирование по закону третей не формирует драматизма

Чтобы получить необходимый драматизм, обратимся к «закону близости» из гештальтпсихологии. взглянуть на эту фреску с потолка Сикстинской капеллы. Персонажи очевидно объединены их сходством и близостью.

Но, помимо этого, драматизм усилен тем фактом, что их руки практически, но еще не совсем соприкоснулись. Это миг перед прикосновением.

Работа Микеланджело

Либо вот это фото, на котором мужчина практически дотянулся до собственной умирающей жены. Драматизм тут создается тесной близостью.

Фото Тэвиса Лифа Гловера

«Закон близости» разрешает применять расстояние, негативное пространство для напряжения, как, к примеру, на этом фото.

Фото Грегори Крюдсона. Негативное пространство формирует напряжение.

Завершение

Существует техник создания и множество способов композиции, благодаря которым вы имеете возможность взаимодействовать со собственными зрителями. Стань мастером! Забудь правило третей, применяй динамическую симметрию!

«Мсье Буало», Тулуз-Лотрек

Забудьте о правиле третей и возьмите на вооружение динамическую симметрию. Ее сеткой пользоваться так же легко, как сеткой правила третей, но первая дает намного больше вариантов для построения фотографии. Осознайте, КАК создавать сильную композицию, — и вы станете мастером в собственном деле.

Тренажер ПравИло реальность и Мифы. Часть 3. Народное славянское радио


Интересно почитать:

Самые интересный результаты подобранные по Вашим интересам: