«Ретроспектива» — выставка брассая в москве

Гирлянды сохнущих рубах, развешанных над головами прохожих рукавами вниз и практически наглухо закрывающие полосу неба узкой муниципальный улочки. Далекий от канона манекенщицы женский торс в обтяжке белого кружева. Дремлющая фигура на скамье – очевидно без определенного места жительства и от того с очевидно определенным положением в обществе.

Женщины полусвета. И мужчины полуночи… Эти и другие фотографии известного Брассая, каковые целый август и чуть ли не половину осени возможно будет заметить в Москве, — еще одно подтверждение ветхой мысли: основное – не что снимать, а как это делать, и  собственного рода иллюстративный ответ на вопрос: из-за чего фотографии одних людей, с куда, казалось бы, более увлекательным сюжетом, проходящи и невпечатляющи, а снимки вторых, хватающих  отнюдь не лицеприятные миги собственного времени и собственной истории, переживают автора, не устаревая  спустя десятилетия.

Брассай в один раз увидел: «Существует большое количество фотографий полных жизни, но непонятных и скоро забывающихся. Им не достаточно силы, а это самое серьёзное».  Фотографии Брассая позволяют заметить и ощутить ту необъяснимо-узкую вещь, которую сам он именовал «силой» и которую возможно назвать как угодно, впредь до «таланта фотографа».

   Открытие выставки Брассая – 2 августа в столичном Мультмедиа Арт Музее. Событие позиционируется как первая масштабная ретроспектива легендарного фотографа ХХ века, литературы ордена и Кавалера искусств, обладателя Ордена Почетного Легиона и французской Солидной национальной премии по фотографии, раскрывшего в собственных черно-белых снимках  ночные  и дневные тайны Парижа.

   Брассай – это псевдоним. Настоящее имя — Дьюго Халас. Он появился в 1899-ом году в местечке Брассо на юго-востоке Австро-Венгерской империи и выбрал это географическое наименование в качестве собственной творческой «аватарки» в 25-летнем возрасте, в то время, когда попал в центр художественной судьбе, поселившись на Монпарнасе в Париже. «Брассай» (Brassai) дословно – «из Брассо».

   Уроженец Брассо перед тем, как стать фотографом, основательно обучался живописи – в Будапеште, Берлине. В Париже начал заниматься журналистикой. В отыскивании  иллюстраций к своим текстам, освоил фотографию.

Освоил и шагнул в данной профессии на большом растоянии. Известным  стал в 30-е годы благодаря двум откровенным альбомам «Ночной Тайный» Париж «и Париж».

«Ретроспектива» — выставка брассая в москве

   «Звезды чьи? Ничьи? Значит, мои, по причине того, что я первым до этого додумался!», — быть может, по аналогии с данной мыслью одного персонажа из сказки «Мелкий Принц» Антуана де Сент-Экзюпери, возможно сообщить и про Брассая, что первым додумался снимать жизнь  громадного города ночью – подвыпивших визитёров парижских кафе, реализовывающих собственный тело и ищущих женщин  и денежного счастья мужчин, тёмные тени, белые руки, туманные возможности, красные губы и зеркальные отражения – восприятию насыщенности этого красного не мешает кроме того ограничение  монохромной фотопленки, талантливой передавать лишь два выговора цвета. Жизнь того слоя общества, которое зовется «дном», Брассай  на собственных фотографиях подсветил посредством дорог и пятен света от горящих окон,  автомобильных фар и городских фонарей, разбавляя и нивелируя контрасты, делая скользящие в дымке фигуры размытыми и загадочными.

   Шагнув в ночь, сам Брассай, как фотограф, вышел  в свет. Его фотографии стали печатать узнаваемые и респектабельные издания  —  авангардносюрреалистического уклона «Минотавр» («Minotaure»), издание моды, фотографии, шоппинга и искусства «Верве» («Verve»),  светский  «Life», издание мод «Harper’s Bazaar» и другие.  «Harper’s Bazaar» публиковал как фотографии, так  и репортажи Брассая.

   Становясь все более популярным и начав вращаться в высоких эшелонах художественной элиты, Брассай познакомился с Сальвадором Дали, Ман Рэем, Генри Миллером, Пабло Пикассо, Анри Матиссом. Тяжело сообщить, то ли он их отыскал, то ли они нашли его, но так или иначе эти  живописцы были необходимы ему, а он им. Он многому обучился у них, оттачивая собственный художественное творчество.

И много сделал чтобы запечатлеть этих выдающихся людей за работой, в их мастерских, передав оттенки их эмоционального и психотерапевтического напряжения. Очень известна его фотосерия о Пикассо. В сочетании с написанной  позднее книгой «Conversations avec Picasso», наименование которой возможно перевести как «Беседы с Пикассо» и где записаны беседы Пикассо и Брассая о жизни и мастерстве в течении трех десятилетий знакомства, Брассай  воссоздал целый пласт судьбы известного испанца, донеся до вторых увлекательные мысли и уникальные идеи.

   Вехой в карьере Брассая-фотографа стал 1948-й год, в то время, когда прошла его персональная выставка в Нью-Йорке — сперва в Музее современного мастерства на Манхеттене, после этого в Доме Джорджа Истмана в Рочестере,  по окончании  чего экспозиция переместилась в чикагский  Университете Искусств. Нью-йоркский Музей современного мастерства еще пара раз был местом проведения  выставок Брассая, два раза в 50-х годах и в 1968-м.

В 70-х годах работы Брассая  были трижды представлены на Интернациональном фестивале «Фотографические встречи в Арле», что считается одним из самых респектабельных фотофестивалей Европы. Через шестнадцать лет по окончании смерти  фотографа, в 2000-м году парижский Центр Жоржа Помпиду организовал ретроспективную экспозицию, собрав для показа практически полтысячи фотографий этого человека.

   Нынешняя выставка в Москве  представит Брассая с различных точек художественного зрения — как фотографа, скульптора и художника. Выставочное пространство объединит  и известные  его фотографии, и менее известную графику, и маленькие скульптуры, среди которых  «Голова Пикассо» 1948-го года работы.

Среди фотографий: и парижская действительность 1930-х годов, включая легендарные «Ночной» и «Тайный» альбомы, и  фотопортреты Пикассо, Дали, и всевозможные опыты в стиле сюрреализма, в то время, когда, Брассай на фотобумаге  превращает, к примеру, простые ножницы в какой-то необычно-таинственный предмет, и снимки из серии «Граффити», каковые он делал в течении более чем двадцати лет, ища на стенах парижских рабочих кварталов всевозможные выбоины, выщербины  — эти неровности либо дырки становились носом либо глазами сделанных Брассаем настенных портретных росписей. Что касается представленных на выставке картинок Брассая, то они по большей части фиксируют живописность обнаженной натуры и относятся к середине 1940-х годов, в то время, когда Париж был захвачен и запрещалось фотографировать. Разносторонность и художественную масштабность выставочного проекта  довершает  вытканный Брассаем неповторимый гобелен.

   «Цель искусства, — сообщил в свое время Брассай, — поднять людей на уровень знания более большой, чем тот, что они достигли бы сами». Выставка в Москве, предоставляющая громадный количество художественной  информации, объединяющая различные жанры, стили мастерства и показывающая творческую многоликость одного человека, способна поднять тех, кто придет на нее взглянуть, на уровень более большой, чем они имели прежде.

   Правильный адрес выставки – Москва, Мультмедиа Арт Музей, ул. Остоженка, 16. Телефон для справок:  +7 (495) 637-11-00.

Сроки проведения: 2 августа — 7 октября. Выставка открыта с 12:00 до 21:00  ежедневно, не считая понедельника.

Подготовила Катерина Кудрявцева

В Москве открылась выставка Энни Лейбовиц


Интересно почитать:

Самые интересный результаты подобранные по Вашим интересам: