«Шок американской фотографии. 70-е годы»

«шок американской фотографии. 70-е годы»

На выставке под таким заглавием Национальная библиотека Франции (БнФ) представила 320 черно-белых фотографий, сделанных условно в 70-е (были в их числе и работы, датированные 50-ми, 60-ми и 80-ми) американскими фотографами, многие из которых на данный момент уже стали мировыми знаменитостями и маститыми классиками. Но устроители выставки сначала сделали последовательность серьёзных заявлений чтобы не разрешить войти зрительскую интерпретацию по фальшивому пути. 14.01.2010
Светлана Ковалева

Первое пребывает в том, что эта часть коллекции музея складывается из работ, купленных либо подаренных самими авторами в то время, в то время, когда они еще пребывали в безызвестности, и их теперешняя известность не есть фактически обстоятельством выставки, а второе – что, не обращая внимания на то, что период 70-х стал на данный момент «историческим», снимки эти никоим образом не претендуют на представление истории американской фотографии того времени. Основная основообразующая цель выставки – это представление самой коллекции: показ ее природы, представление эстетического прочтения направлений, в ней намеченных, заострение внимания на том, как фактически она трудится и формируется.

История фонда и коллекции

По заявлению Брюно Расина, президента библиотеки, «БнФ обладает не меньше чем тремя тысячами отпечатков того времени, каковые являются плодами щедрых пожертвований и приобретений, собранных благодаря налаженной вот уже в течение сорока лет связи с авторами. Эта богатая коллекция разрешает нам сейчас дать дань уважения этому поколению американских фотографов, каковые творили в эру разрыва, каковые посвятили собственный талант изобретательной и радикально новой эстетике».

История «Шока американской фотографии» и этого конкретного фонда началась в 1971-м году, в то время, когда Национальная библиотека Франции выступила в качестве устроителя выставки тогда еще неизвестных молодых американцев, фотоработы которых заметно порывали с концепцией медиума, распространенной в Европе, где царствовала гуманистическая фотография. Диан Арбюс, Ли Фридлендер, Гарри Виногранд и другие любой в собственной манере начали в то время неповторимую и храбрую эволюцию, испытывая большие возможности фотографии и отбрасывая общепринятые понятия. Они трудились вдалеке от пикториализма, реализма, отмежевавшись от чистого документализма, не смотря на то, что и не игнорируя всецело богатую традицию, созданную Уолкером Эвансом, Гарри Каллаханом либо Аароном Сискендом, у которых они обучались.

Garry Winogrand. США, New York, 1972. Национальная библиотека Франции, фотографии и отделение эстампов © The Estate of Garry Winogrand, courtesy Fraenkel Gallery, San Francisco

В июне 1971-го года выставка «Новые документы», созданная в МОМА (Музей современного мастерства в Нью-Йорке) Джоном Царковски, была представлена в Париже под называнием «Новая фотография США». На ней французская публика в первый раз познакомилась с работами Диан Арбюс, Ли Фридлендера, Гарри Виногранда, Джера Уэлсманна, Пола Капонигро и других.

Снимки для той эпохальной выставки были отпечатаны в то самое время, являясь довольно часто современниками конкретно самой съемки. Кроме того, они были в основном напечатаны самими авторами, каковые имели привычку сами печатать собственные фотографии, или под их руководством.

После этого кое-какие эти и многие другие (приобретённые либо подаренные) снимки хранились в отделении фотографий и эстампов БнФ, составляя наряду с этим неизвестную часть коллекции библиотеки. Тут нужно сделать отступление, серьёзное для понимания судьбы данной коллекции и особенного трепетного к ней отношения устроителей. Дело в том, что отделение эстампа и фотографий БнФ, о котором идет обращение, ведет собственную историю с 1851-го года (как раз этим годом датируется первая показавшаяся в нем фотография).

Но она была нацелена полностью и в основном на французскую фотографию. Процесс принятия «на хранение» работ чужестранцев был достаточно долгим. К тому времени, в то время, когда созрело окончательное хорошее ответ по этому поводу, отделение уже насчитывало пара миллионов «родных» изображений.

Обстановка стала кардинально изменяться уже в конце 60-х (так в 1969-м году в коллекцию БнФ вошли первые фотографии Диан Арбюс, распечатанные ею самой, часть из которых была куплена музеем, а большинство, снова же, взята в дар), а поворотными в этом отношении стали как раз 70-е снимки и годы молодых американцев времен выставки «Новая фотография США».

Интерес как раз к американской фотографии сейчас был кроме этого неслучайным. С середины 60-х годов, мир – и Америка мастерства, и широкая публика – увлекается фотографией и «чувствует себя без ума от фотографии», по выражению Жиля Мора.

Итак, сообщение, налаженная БнФ с американскими живописцами, упрочилась со временем. Так к первым снимкам Арбюс добавились 3000 работ этого периода. А потом эта открытость уже не исчерпывалась обращениями лишь к американцам.

Сейчас в коллекции БнФ присутствуют работы Марио Джакомелли, Мануэла Алварес Браво и других, пространство коллекции, представленное до этого лишь в одном измерении и этноцентричное, превратилось в совокупность, открытую зарубежным произведениям.

Garry Winogrand. США, Californie. Los Angeles,1969. Национальная библиотека Франции, фотографии и отделение эстампов © The Estate of Garry Winogrand, courtesy Fraenkel Gallery, San Francisco

Американская фотография 70-х: обстоятельства и предпосылки

Главной фигурой в развитии идей американской фотографии этого периода стал Роберт Франк, помощник Эдуарда Штайхена (среди них и на протяжении его работы над проектом «Семья людская», в который были включены семь снимков Франка). Финиш 60-х – победное шествие данной выставки по всему миру и Америке. Но Франк скоро отошел от концепции медиума.

Казалось, что его свойство передать гуманистическую идею, облаченную в великие эмоции и распространяющую считающуюся универсальной мораль, казалось, достигло тут собственных границ.

Его работа «Американцы», изданная сначала во Франции в 1958-м году Робером Дельпиром, удивляет, скорее, формальной смелостью и свободой съёмки, но это уже финиш большого этапа в жизни фотографии.

Открытие творчества Роберта Франка стало причиной началу настоящего осознания возможностей и, в особенности, специфики медиума, что обширно флиртовал со словарем эстетики. Роберт Франк сметает клише, размежевываясь в собственной работе с типом документальных устоев.

Критическая статья (1960 г.) в американском издании «Популярная фотография» упрекнула его в том, что он создаёт «нерезкие картины с заметным и ненужным зерном с полным отсутствием обычной композиции и приблизительным качеством любительских фотографий».

Фотография – «среднее мастерство», по выражению Бурдье, делается, но, с этого времени весьма распространенной практикой, и фотографы поколения 70-х собирают с интересом уроки моментальной фотографии. Атипичное кадрирование, размытость движущихся объектов, размытость конечной подготовки, случайное наложение кадров, некачественные сюжеты, банальность обстановок, неловкие постановки – все эти вещи, запрещенные фактически опытной фотографией, становятся в технике молодых фотографов предметами экспериментов и интереса, их поддерживают в этом великие классики эры: Джон Царковски в Нью-Йорке и Натан Лаенс в Рочестере.

Larry Clark. Teenage lust, 1983. Национальная библиотека Франции, фотографии и отделение эстампов © Larry Clark

Работа с перечисленными выше технически несоврешенными средствами совсем не предполагает, что эти юные американские фотографы были любителями и не имели должных исторических либо технических знаний. Наоборот, в большинстве собственном они были учениками великих и последователями фотографов Майнера Уайта, Аарона Сискинда, Гарри Каллахана и других. В противном случае и быть не имело возможности, потому, что это было для США время, в то время, когда фотография начала изучаться как отдельный и особый предмет в школах мастерства большого уровня, как, к примеру, в известном Нью Баухаус в Чикаго.

Эти и другие стечения событий в сочетании с показавшимся интересом галерей и музеев к произведениям фотографического мастерства стали ферментом плодотворного расцвета талантов 70-х годов.

Помимо этого, влияние фотографов семидесятых, многие из которых трудятся и по сей день, находит отражение и в современной фотографии. Достаточно большое количество современных фотографов на данный момент восхищаются работами Диан Арбюс и именуют себя ее последователями, большое количество тех, кто заметил, осознал и приложил на практике фотографические ответы Уильяма Кляйна либо кто ищет форму фотографической истины в нервной съемке Гарри Виногранда и строгости Ли Фридлендера.

«Шок американской фотографии. 70-е годы»

В целях соблюдения эстетической целостности для современной выставки были выбраны черно-белые фотографии, каковые были сделаны в большинстве собственном в Соединенных Штатах.

Структурно и тематически выставка основывается на принципе фрагмента, разглядываемого как категория, как появление пластической темы.

Серии, многосюжетность, объединенная правилом визуального порядка, выражение пластического словаря, фрагменты организуются между собой так, дабы образовать сеть, таблицу совпадений и вариаций перемещения от картины к картине, они разрешают оценить целостность, дабы взвесить различия и сходства, обстоятельства и причины, преемственность и неприемственность. Наряду с этим эстетический дискурс выстраивается и между ними, и исходя из самих картин пространства коллекции, ее фрагментов и поверхностей.

Это работы как весьма известных на данный момент авторов, так и менее знаменитых фотографов, трудившихся либо еще трудящихся в том же духе, с той же тематикой.

Помимо этого, согласно точки зрения организаторов, панорама фотографической жизни и коллекции того времени не была бы по-настоящему полной без представления некоторых вкраплений. Таковыми можно считать работы Кена Грейвса, автора известной работы «Американские моментальные снимки», одного из первых восторженных поклонников находок любительской фотографии. Данный фотограф раскрывает особенные преимущества моментальных фотографий, ее неловкости, в то время, когда они выбраны и всецело освоены.

Представлены на выставке кроме этого снимки авторов, которых до тех пор пока по непонятной обстоятельству не хорошо еще знают в Европе: к примеру, это Луис Форер и Рэй К. Мецкер (как минимум до его ретроспективы, представленной в 2006-м году в Лозанне).

Структура выставки – это шесть громадных подразделений – фрагментов, каковые время от времени со своей стороны подразделяются на другие, сменяют друг друга и перекликаются между собой.

Фрагмент 1

Предшественники

Гарри Каллахан, Уолкер Эванс, Луис Форер, Роберт Франк

В случае если роль Роберта Франка, что собственными «американцами» произвел настоящую революцию, есть фундаментальной в развитии нового подхода к медиуму и освобождения от комплексов видения сюжетов, то такие фотографы, как Гарри Каллахан и Луис Форер, еще до него обозначили контуры новой фотографической практики: анархичная композиция, преувеличенное зерно, размытость, сложные пространства, субъ

Стрит-фотография на практике. Видео урок по фотографии 70


Интересно почитать:

Самые интересный результаты подобранные по Вашим интересам:

лучшие фотографии 2013 года по версии знаменитого американского журнала time

В течение последнего десятилетия фотография стала одним из главных средств коммуникации. Ее универсальный язык понятен всем, для нее не существует…

  • хорошая фотография критерии оценки

    Вопрос о том, что же такое хорошая фотография, на первый взгляд думается несложным и не требующим особенных размышлений. Это в какой-то степени…

  • маленькие фотографии как шепот о важном

    в один раз, в то время, когда фотограф Андрей Дашин проводил съемку на побережье любимого им Финского залива и был весьма загружён в процесс, к нему…

  • нереальные фотографии и наше представление о «реальном» цвете и свете

    Мало утомляет нескончаемый поток комментариев о том, что та либо другая фотография «нереальна». 11.04.2012 Михаил Евстратов Нет, я не против для того…

  • Оптические иллюзии в фотографии

    Эра цифровых разработок открыла перед любым человеком возможность стать фотографом, выразить себя при помощи фотографического творчества. Сейчас никого…

  • Модернизм в фотографии: выставка «это париж!»

    В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «Это Париж! Модернизм в фотографии. 1920-1950. Из коллекции Кристиана Букре». Дора Маар, Ман Рэй, Брассай,…