Борис смелов. «избранное»

Фотовыставка с таким заглавием открыта на данный момент в музейном пространстве Винзавода. Ее воображает известная Frolov Gallery при помощи Фонда Бориса Смелова. На выставке – полсотни авторских работ из главной коллекции лучших отпечатков, отобранных еще при жизни самим Смеловым.  «Избранное»  – как дань памяти известному и гениальному человеку, с момента необычной и неожиданной смерти которого прошло 15 лет.

   Борис Смелов появился в 1951-м в Ленинграде, а погиб спустя 47 лет в Петербурге. В его фотографиях, как в биографии, соединились прожитые года, встреченные люди, выхваченные  моменты из истории одного и того же города – изменявшегося, но так и не изменившегося. Санкт-Петербург у Смелова различный, и одновременно с этим один: с тем неповторимым духом и красоты, и нищеты, и открытости, и загадочности…

Борис смелов. «избранное»Б.Смелов. Автопортрет. 1975

    Смелов трудился в различных жанрах – он считается одинаково сильным мастером пейзажа, портрета, натюрморта. Но все же он сам предпочитал сказать не о жанрах, а о теме. И снимал Смелов, он утвержает, что «собственный город». Данный город на фотографиях Смелова довольно часто именуют городом Достоевского, городом-призраком, городом теней, эмоций, воспоминаний, образов.

Как раз за эту «достоевщину» закрыли  первую персональную выставку фотографа во второй половине 70-ых годов двадцатого века в Выборгском  Доме культуры. Закрыли через пара часов по окончании открытия. Более того, из-за скандала с выставкой, которая не совсем, если не заявить, что совсем не вписывала город на Неве  в  «хороший» социалистический  вид, всецело поменяли управление Выборгского фотоклуба.

Так и не развернувшаяся  первая экспозиция, которую разведслужбы зачислили в разряд «диссидентских» выпадов, закрыла для Смелова участие  в произвольных официальных фотомероприятиях в СССР. Так что продолжительное время будущее его творчества у нас была нелегальной и ограничивалась рамками квартирных фотопоказов.

   Но талант, как вода, непременно просачивается за ограниченные пределы. Во второй половине 70-ых годов XX века серия репортажных фотографий Бориса Смелова попала на XI Интернациональный салон фотоискусства в Бухаресте, и создатель взял за нее Золотую медаль. Работы Смелова неоднократно включались в зарубежные выставки.

Б.Смелов. Апполон. Летний сад. 1978

    Важная выставочная деятельность у нас началась для Смелова по окончании перестройки. Его заметили, определили… Но, возможно, настоящее признание, как это довольно часто, к сожалению,  не редкость с неординарными людьми, он взял  уже по окончании собственной смерти.

   В 2006 году в петербургском Арт-центре «Пушкинская, 10» была организована большая персональная выставка мастера называющиеся «Малоизвестный Смелов».  В 2009 году  ретроспективная выставка Бориса Смелова проходила в музее, считающимся главным у нас — Национальном Эрмитаже. Аркадий Ипполитов,  научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного мастерства Эрмитажа, куратор и автор концепции той выставки  назвал  творчество этого фотографа  «самым полезным и броским явлением петербургской культуры 70-90-х гг. с Петербургом связанным, Петербургу посвященным и Петербургом определенным, но наряду с этим выходящим на интернациональный уровень, поскольку его произведения сопоставимы с самыми высокими примерами всемирный фотографии».

Б.Смелов. Павловск. Кентавр. 1990-е.

   В  2009 году в Германии  издательством  «Kerber»  был выпущен  «смеловский» фотоальбом, вобравший в себя 332 иллюстрации и ставший собственного рода пособием: на данный момент он продается в ведущих магазинах Европы и США, специализирующихся  на книгах по мастерству….

   Сам о себе Борис Смелов в свое время сказал так: «Я считаю себя представителем эмоциональной, интуитивной фотографии и, снимая, больше доверяю своим эмоциям, чем предварительным планам. Но к тому же, не сочтите это за мистику, многие фотографии мне снились, и позже, иногда, спустя десятилетия, я внезапно видел их воочию. И счастье, в случае если в таких ситуации плёнка и камера были со мной…»

   Смелов — один из тех «интеллектуальных» фотографов, для которых вопрос образования был крайне важным. «Человек, — он утвержает, что —  обязан с легкостью ориентироваться в истории искусств, дабы творить новую историю. Знать прошлое живописец обязан, возможно, кроме того лучше, чем настоящее, которое он может принимать на интуитивном уровне. Культура автора неизменно так или иначе проявляется в его произведениях. И, думаю, без любви к философии Достоевского, живописи Ван-Гога, музыке Моцарта не только я сам, но и мои работы были бы беднее…»

   Выставка на Винзаводе заканчивается 20 января. Возможность  заметить «Избранное» еще имеется. Правильный адрес: Москва, Центр современного мастерства «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., дом 1, стр.

6, подъезд 22. Выставка открыта с 12:00 до 20:00, не считая понедельника. Вход вольный.

Телефон для справок:  +7 (495) 642 54 45.

Подготовила

Катерина Кудрявцева

Борис Смелов Город


Интересно почитать:

Самые интересный результаты подобранные по Вашим интересам:

  • Борис игнатович — мастер советской фотографии

    Творчество фотографа Бориса Игнатовича воображает интерес не только для историков, изучающих советское фотографическое мастерство 20 – 30-х годов, но и…

  • Эдвард стайхен — классик при жизни

    художник и Американский фотограф Эдуард Стайхен (Edward Steichen) стоял у развития и истоков формирования современного фотоискусства. Он вошел в историю…

  • Сюрреализм в фотографии

    Сюрреализм – это направление фотографии, в котором фотографы пробуют отвернуться от настоящего мира, обратившись к художественным образам и собственным…

  • История развития фотографии как искусства

    Сейчас ни у кого из нас не вызывает сомнений тот факт, что художественная фотография есть мастерством, отражающим творческое видение фотографа как…

  • многоликая италия

    20 февраля в Национальном центре фотографии РОСФОТО открылась широчайшая по собственному размаху (имеются в виду временные рамки) выставка итальянской…

  • Патрик демаршалье: фотография, заглянувшая за кулисы

    «Одной ногой касаясь пола, другою медлительно кружит, и внезапно прыжок, и внезапно летит, летит, как пух от уст Эола …» Зачаровывая собственной…