Максим дмитриев – классик русской фотографии

Фотограф Максим Петрович Дмитриев, по-праву, считается одним из основоположников публицистической, документальной и социальной фотографии в Российской Федерации. В начале XX столетия Дмитриев, являясь членом Русского фотографического общества, являлся известным отечественных фотографов. Его фотоработы много раз отмечались на многих зарубежных фотовыставках того времени.

Но по окончании революции имя Дмитриева было несправедливо забыто.

И лишь, по прошествии многих лет, мы опять имеем возможность насладиться работами  этого гениального фотодокументалиста. Дмитриев  в начале века объездил фактически все приволжские города, снимая на собственную камеру прекрасные волжские пейзажи и броские бытовые сцены. Фотографии Максима Дмитриева сейчас являются необычной документальной летописью судьбы России и Нижегородской губернии в целом.

Максим дмитриев – классик русской фотографииБудущий классик русской фотографии появился 21 августа 1858 года в небольшой деревне Повалишино в Тамбовской губернии. Собственный образование он, как и другие сельские мальчишки, начал в простой церковно-приходской школе, где сразу же зарекомендовал себя одним из лучших учеников. По окончании окончания школы мальчик был должен получать себе на судьбу несложной работой – плетением корзин для продажи.

Но мать Дмитриева захотела, дабы мальчик занялся каким-либо более хорошим ремеслом. Для этого необходимо было продолжать обучение. Исходя из этого в пятнадцать лет Максим Дмитриев начал работать в подмастерьях у легендарного столичного фотографа М.П.

Настюкова.

 Здесь-то он в первый раз выяснил, что такое фотография, и взял первые практические знания, которые связаны с вымачиванием фотопластинок в азотной кислоте, их ретушью и дальнейшей обработкой. С преподавателем мальчику весьма повезло. Настюков был не только знаменитым фотографом, одолжениями которого пользовались кроме того члены императорской семьи, но и очень гениальным, начитанным и любопытным человеком.

Он быстро интересовался изюминками национальной архитектуры, памятниками и скульптурой древнерусского быта. Дмитриев кроме этого не оставался в стороне и впитывал в себя как в губку кладезь новых знаний об мастерстве. С согласия преподавателя мальчик продолжил обучение в воскресных рисовальных классах Строгановского художественного училища, где он начал осваивать основные приёмы и живопись работы со тенью и светом.

В шестнадцатилетнем возрасте с Максимом Дмитриевым произошло событие, которое, как оказалось в будущем, оказало влияние на всю его оставшуюся судьбу. Он в первый раз отправился в Нижегородскую губернию чтобы поработать на ярмарке в особом фото павильоне собственного учителя. Это путешествие в Нижний Новгород принесло парне множество новых впечатлений и запомнилось на всегда.

Недаром потом главным объектом неповторимых репортажных съемок Дмитриева станет приволжские города и Нижегородская губерния. Но будучи на ярмарке в Нижнем Новгороде первый раз, парень смог познакомиться с знаменитым фотографом Андреем Осиповичем Карелиным, что к тому моменту уже являлся лауреатом нескольких интернациональных выставок. Поездка в Нижний Новгород произвела так неизгладимое впечатление на Дмитриева, что он решается переехать в данный город, дабы осуществить собственную мечту – во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века он начинает трудиться в фотоателье Андрея Осиповича Карелина.

За годы сотрудничества с гениальным мастером Дмитриев очень многое перенял, его творческие свойства заметно выросли. В итоге, во второй половине 80-ых годов XIX века не без финпомощи собственных привычных он открыл в Нижнем Новгороде собственную фотомастерскую. Открывая собственный дело, юный фотограф уже был человеком грамотным, предприимчивым и овладевшим в совершенстве фотографическим мастерством.

Годы обучения у гениальных мастеров, посещение художественных выставок, встречи истории и изучение искусства с фотографами и молодыми художниками – все это было не зря и помогало Дмитриеву расти как фотографу.

М. Дмитриев. Фото В. Г. Короленко

Спустя два года по окончании открытия собственного фотоателье в Нижнем Новгороде работы Максима Дмитриева лицезрела просвещенная публика в Москве на выставке, организованной к 50-летию светописи. Его прекрасные лесные пейзажи, броские групповые и личные портреты, включая узнаваемый портрет ссыльного В.Г. Короленко, произвели большое чувство.

Уже в первых независимых фотоработах Максима Дмитриева четко прослеживалась основная изюминка его фотографического творчества – документальные съемки с сильно выраженной социальной направленностью.

Сцены, характеризующие повседневную судьбу русского народа, являлись, пожалуй, самые характерными для Дмитриева. Возможно заявить, что национальные герои главенствовали объектом его творчества, что обычно вызывало резкую неприязнь и отторжение у официальных российских корреспондентов. Например, снимок «Заключённые на строительных работах», за что Дмитриев удостоился самых критических замечаний и нелестных отзывов.

  Но он сохранял социальный подтекст в собственных фотоработах вопреки всему.

M. Дмитриев. Из серии «Неурожайный 1901 — 1902 г. в Нижегородской губернии»

Серия фотографий «Неурожайный 1891-1892 год в Нижегородской губернии», изданная им в виде альбома, была отмечена на многих отечественных и зарубежных фотовыставках. Это документальные снимки о тяжелой жизни населения украины в годы неурожая, во всех подробностях говорящие о плохом положении русского крестьянства. Изданный фотоальбом Дмитриева содействовал сбору средств голодающим по всей стране.

Это первенствовал опыт «настоящей» документальной фотографии в Российской Федерации, которая, само собой разумеется, не имела возможности заслужить лестной оценки у официальных правительства.

М.Дмитриев. Раздача хлеба в ссуду крестьянам в деревне Угре.

Венцом же фотографического творчества Максима Петровича Дмитриева стала работа над циклом фотографий называющиеся «Волжская коллекция», начатая им в первой половине 90-ых годов XIX века. На протяжении работы над этим большим проектом Дмитриев пробовал запечатлеть фактически все самые интересные места Поволжья — от Рыбинска до Астрахани. Съемки классика отечественного фоторепортажа длились фактически в течение десяти лет.

В огромной коллекции фотоснимков Дмитриева выяснилось пара тысяч негативов, на которых запечатлены исторические достопримечательности, завораживающие пейзажи рек, вековые заволжские леса, виды муниципальных поселений, обитатели Поволжья всех национальностей. Путешествуя по Волге, Дмитриев всецело отдавал себя фотографии, не жалея собственного здоровья. Он создавал неповторимые портреты старообрядцев, фотографировал сельских докторов, лечивших крестьян от тифа, фиксировал на фотопленку устрашающие картины разоренных голодом деревушек.

М. Дмитриев. Из цикла «Волжская коллекция»

Русский фотохудожник был дружен со многими представителями литературы и искусства, каковые посещали его фотомастерскую и с наслаждением фотографировались — Леонид Андреев, Иван Бунин, Федор Шаляпин и Максим Горький. Максим Дмитриев оказывал содействие восстановлению архитектурных монументов Нижегородской губернии, снимая разные этапы реставрации древних зданий и церквей.

Фактически все главные события, происходившие на рубеже XIX и XX века в Нижнем Новгороде, были запечатлены на фотопленку. Начиная от известной нижегородской ярмарки с шумными всевозможными развлечениями и торговыми рядами и заканчивая приездом императора Николая II в Нижний Новгород.

На фотоснимках Дмитриева мы можем видеть губернаторов и аристократов, полицию, городскую управу, учреждения и банки, архитектурные и исторические монументы, и культурную и повседневную судьбу жителей. Но, само собой разумеется, одним из его самые интересных работ были те, каковые говорили о нижегородских оборванцах – странниках, нищих, сезонных рабочих, старьевщиках, обитавших в ночлежных зданиях и на булыжных мостовых. На собственных документальных фотографиях Дмитриев сумел правдиво продемонстрировать «дно» русского общества, ужасное и отчаянное.

Титанический труд Максима Дмитриева с огромной коллекцией фотографий Поволжья, собранной за десять лет судьбе, был отмечен восторженными откликами критиков. Цикл фотографий «Волжская коллекция», по-существу, ознаменовал собой становление в Российской Федерации жанра документального фоторепортажа. Особенной популярностью у зрителей пользовались пейзажные снимки автора, говорящие об необычных красотах Нижегородского края.

Но не остались без внимания и правдивые, социальные фотографии, каковые в первый раз открыли перед зрителем провинциальную судьбу во всех подробностях, со всеми ее бедами и горестями.

К сожалению, Первая мировая и последовавшая за ней Октябрьская революция положили печальный финиш творчеству известного русского фотохудожника. Он так же, как и прежде жил и трудился в Нижнем Новгороде, занимаясь фотографией. Но в двадцатые годы советская цензура уже начала глубоко попадать во все области судьбы человека. Во второй половине 20-ых годов XX века Максим Петрович Дмитриев лишился собственной фотомастерской, она перешла в ведение Детской рабочей группы при Нижегородском краевом исполнительном комитете.

Сам же классик русского фоторепортажа был утвержден заведующим художественной частью и павильонным фотографом.

Некое время Дмитриев снимал разных крайкомов  и представителей обкомов, но скоро прекратил заниматься фотографией и в конце собственной жизни  ушел в полное забвение. Тем временем, Детская рабочая группа расправилась самым безжалостным методом с доставшейся ей огромной коллекцией фотоснимков Дмитриева, практически сдав в утиль более шестнадцати тысяч уникальных негативов.

В следствии, до нас дошли лишь семь тысяч фотографий русского фотохудожника, каковые в свое время по счастливой случайности были изъяты краевым архивным бюро у Детской рабочей группы и потому не были стёрты с лица земли. Сейчас фотографы и историки обращаются к этим архивным историческим фотографиям, для получения реального представления о жизни русского народа в Нижегородской губернии на рубеже XIX – XX столетий. Хоть мастер фоторепортажа и погиб в тишине и полном забвении, уже по окончании собственной смерти Максим Дмитриев смог вернуть себе прошлую славу.

 Источник: Фотокомок.ру – обзоры и тесты фотоаппаратов (при цитировании либо копировании активная ссылка необходима)

Проект Русского музея фотографии Волга. По следам М.П. Дмитриева.


Интересно почитать:

Самые интересный результаты подобранные по Вашим интересам: