Сейчас интерес к архивам любительских и опытных снимков, на которых изображены французы, делается во Франции все более острым. Появляются попытки переосмысления некоторых исторических и культурных феноменов на базе сохранившихся фотовоспоминаний. 12.12.2007
Светлана Ковалева
Результатами становятся бессчётные проекты изучения разных узких вопросов эстетики фотографии, трансформации параметров оценки фотодокумента, законов «домашнего фотоальбома» и без того потом – впредь до попыток составления – по аналогии со штайхеновской «Семьей людской»– неспециализированного домашнего фотоальбома всех французов.
Судьбы «ветхих» французских фотографий, их моделей и авторов
«Древние снимки» – в большинстве случаев, фотографии из домашних альбомов прошлого века – в далеком прошлом уже стали во Франции раритетами, предметами составления коллекций а также сувенирной продукцией. В зависимости от многих условий цена колеблется. Самые недорогие – в классических букинистических лавках на протяжении Сены.
В том месте пожелтевший снимок, сделанный в свое время в ателье еще камерой обскура, – практически в любое время неизвестный (что касается фотографа – то время от времени единственной зацепкой может служить лишь указание заглавия ателье, а что до изображенного, в случае если это портрет, то исключением являются лишь случаи, в то время, когда фотокарточка «на продолжительную и хорошую память» была подписана дарителем либо отослана в свое время как почтовая открытка) – возможно купить за евро либо два. Притом что продукция пользуется спросом у бессчётных туристов, эти случайные архивы не оскудевают. В любой местной газете из номера в номер печатаются объявления о покупке древних снимков у населения.
Менее случайные снимки составляют более цельные и отобранные коллекции и имеют более большую цену, а время от времени и вовсе не продаются, являясь или личной собственностью, или собственностью фондов того либо иного музея. Их уникальность и сокровище связаны с весьма многими факторами: степенью и годом отпечатка его сохранности, авторством и исторической либо культурной сокровищем самого снимка либо же сюжета и т.д. Ясно, что фотопортрет видного живописца либо писателя котируется выше, чем сделанный в этом же ателье фотопортрет анонима, а парижская улица Атже – полезнее фотоизображения, хотя бы и той же улицы, малоизвестного фотографа.
В данной ситуации энтузиасты и современные искусствоведы пробуют также зачерпнуть из этого бумажного моря, пока это еще быть может, и создать, обобщив и осмыслив, из попавших в их руки фотоснимков что-то цельное.
Появляющиеся альбомы о том, как снимали французов в то либо иное время, либо выставки, посвященные этим темам, ссылаются на разный, по-различному собранный и систематизированный материал. Притом что формально фактически все они черпают из одного источника – фотоархивов любителей либо малоизвестных опытных фотографов (анонимность большинства ветхих снимков в значительной степени уравняла их в безвестности), любая выборка – более чем случайна.
Дешевле, несложнее, но и занимательнее, непременно, на данный момент трудиться как раз с этими снимками – как потому, что заполучить их легче, поскольку собственники (лично фотографы либо их потомки, обладатели домашнего фотоархива), в большинстве случаев, в должной мере не поймут коллекционной сокровище собственного наследия, и, в основном, готовы учавствовать в любого рода экспериментаторских проектах, так и потому, что признательный исследователь приобретает наряду с этим в собственный распоряжение не смотря на то, что и пара фрагментарный, но неповторимый архив фотографий, остававшийся до сих пор фактически неизученным.
Альбом всех французов. Хроника воюющей Франции
«Альбом фотографий французов с 1914-го года до наших дней («L album photo des Francais 1914 a nos jours») – один из характерных сборников, претендующих представить коллективный портрет французов 20-го и начала 21-го столетий.
Май 1944 г. Воспоминания о моем первом причастии |
Для данной объемной иллюстрации составители решили собрать фотографии только «любителей», относя наряду с этим к любителям тех фотографов, имена которых были до этого никому не известны. Одним из объяснений резона для того чтобы выбора было то, что, согласно точки зрения составителей, опытные фонды на данный момент всегда публикуют одинаковые снимки, создавая этим у зрителей чувство «дежа-вю»: многие авторские коллекционные фотоотпечатки кочуют с одной выставки на другую и становятся узнаваемыми, так узурпируя право на представление эры, а неопубликованные любительские фонды, наоборот, обещают зрителю что-то новое. И данный взор, основанный довольно часто на неповторимом личном опыте, в глазах публики обязан будет стать более «правдивой» исторической точкой зрения, чем уже покрытые отвлечённым лоском изображения, иллюстрирующие официальные предположения событий. |
Так, основная цель альбома была сформулирована от противного существующей традиции представления ветхих фотографий: «Запечатлеть исторически принципиальный момент не хватает: за ним обязана находиться живая, личная история – что нужно, дабы создать настоящий сборник свидетельств».
Кстати, французами в альбоме должны были быть признаны все те, кто есть ими в соответствии с французским законодательством. Другими словами, и droit de sol (по праву «земли»), и droit de sang (по праву «крови»). Так, потом в подборку были включены кроме этого истории и фотографии семей иммигрантов, среди них и из бывшего СССР, и истории и фотографии французов, каковые появились и жили за пределами Франции: к примеру, в Алжире.
В 1939 г. Воины смотрелись весьма гордо |
Составители создавали собственный альбом по принципу случайности предоставления материала, размещая объявления о готовящемся проекте сперва в местной, а позже в центральной прессе, а позже отбирая и сортируя полученный материал. Потому, что окончательный вариант должен был воображать что-то наподобие громадного домашнего альбома всех французов, то были отобраны лишь те снимки, каковые так или иначе были связаны с историей всех французов, в частности – в связи с социальными, этнологическими и политическими качествами. В следствии были выяснены «фоновые события», каковые были возведены в ранг определяющих хронологию: ими были войны, катаклизмы, забастовки, митинги и т.д. |
Легенды-комментарии, которыми снабдили снимки сами фотографы либо обладатели их архивов, несомненно, имели, первым делом, домашнее значение, но в этом случае употреблялись еще и чтобы выстроить неспециализированную Историю.
Так, результатом должен был стать необычный фотоальбом всех французов в главные для страны моменты, но необычный подход выбора и получения отпечатков разрешил охарактеризовать и другое. Как отметили сами составители, рассуждая об уже готовом альбоме, «сюжеты, выбранные любителями, редко совпадают с актуальностью – главной темой репортеров Не хватает, дабы событие было ответственным, необходимо еще захотеть сохранить о нем воспоминание Дабы фотография состоялась, по всей видимости, необходимо, дабы осознание исторической значимости предшествовало событию. Спонтанные события снимают редко».
С учетом всего уже перечисленного, очевидно, что плавная хронологическая последовательность снимков была неосуществимой: кое-какие годы выпали вовсе, а кое-какие, наоборот, были чересчур задокументированными. Как выяснилось, к примеру, сохранилось огромное количество снимков войны 1914-1918-х годов (так именуемые «траншейные воспоминания»), но фактически не осталось снимков времен Второй мировой (не смотря на то, что имеется огромное количество снимков Освобождения).
Война в Алжире, названная в свое время «войной без снимков» (нет фактически ни одного документа вне военных архивов, каковые не публикуются и не показываются), представлена только редкими фотоотпечатками, неизменно отмеченными требовавшейся тогда нейтральностью взора. События мая 68-го года фотографировали весьма немногие фотографы. Наряду с этим существует огромное количество снимков сноса рынка Les Halles в Париже и с митингов против Ле Пена, сделанных по окончании выборов президента 2002-го года.
В конечном итоге, «фотоальбом всех французов», задуманный как «домашняя хроника», представил не только и не столько эволюцию того, как снимали французов больше века, а и еще одну хронику – хронику воюющей Франции.
«Неудачные» произведения искусства, имеющие второе другую ценность и значение
Как раз так охарактеризовали снимки, представленные на выставке собственного «мнимого альбома», «мифической картины семьи», сотрудники музея города Сен-Кантен-ан-Эвелин (Saint-Quentin-en-Yvelines, пригород Парижа). В целом мысль для того чтобы рода выставки не была новаторской. Примером для нее послужила экспозиция этнологической направленности «Роман обитателей Гренобля» – попытка изучить коллективную память города через волны миграции.
Новым было то, что устроители выставки организовали целый фотоматериал в соответствии с историей съемки сюжетов, классических для домашнего фотоальбома, а основной целью стал показ отличия в изображении людей во французском домашнем фотоальбоме ранее и по сей день.
Материалом для выставки послужили любительские и опытные снимки из альбомов горожан (около 20 семей предоставили собственные домашние фотоархивы для реализации этого проекта). Все они были классифицированы по сюжетам и заново собраны так, дабы оказался один неспециализированный фотоальбом, воображающий разные блоки домашнего фотоповествования.
1975. В 70-е годы рост населения в Иль-де-Франс, в пригороде Парижа |
В итоге, выставка была организована так, дабы любой визитёр смог, образно говоря, пролистать данный условный фотоальбом горожан – как интимные, так и официальные изображения, сделанные в главные моменты судьбы семьи, без каких бы то ни было объяснений при помощи приведения и точных подписей домашних историй. |
Зрителям было предложено сравнить фотосъемку ритуалов, событий, любительских картин, групповые организованные снимки, еще не предполагающие съемку «неожиданно», и современные, уже в какой-то мере репортажные, применяющие технику компьютерной доработки и коллажа.
К примеру, традиция официального парадного фотопортрета для домашнего фотоальбома на данный момент фактически прекратила собственный существование. А в конце 19-го века – время распространения фотографии – как раз с нее все и начиналось. Тогда новое изобретение дало каждому французам (в пику аристократам, заказывавшим парадные портреты живописцам) оставлять собственные изображения потомкам.
Наряду с этим применение юный фотографией классических ракурсов и поз, характерных живописи, стирало между этими снимками различия. на данный момент они кажутся, в известной мере, однотипными и напряженными.
1953. Мой папа только что приобрел новую машину |
Следующий этап развития этого же сюжета – это уже фото времен повсеместного распространения ателье, в то время, когда хорошим тоном было предложить приехавшему к себе домой приятелю либо родственнику «сходить в студию – сделать снимок на память». Тут уже появляется некая свобода в подаче образа, но так же, как и прежде еще принципиально важно «верно смотреться для фото». Отправляясь делать снимок вместе с родными, нужно было не забывать о том, что изображение должно быть представлено лишь в хорошем замысле: необходимо исправить прическу, одежду, в необходимый момент и верно улыбнуться. |
Что же касается съемки событий, то тут принципиально важно осознать, что ранее имела место быть не съемка события как такового, а съемка постановки этого события. Наряду с этим повседневная жизнь была скучна фотографии того времени, паразитирующей на мифе. Потому у современного зрителя обычно создается чувство обыденности вечно повторяющихся торжественных моментов, изображенных на ветхих фото.
1942. Невеста Даша носит Желтую звезду |
Потом каноны и академические модели становятся неважны, постановка отходит на второй план, а главным делается желание запечатлеть «сильные моменты». Появляется новое в фотографии семьи: съемка спонтанности, выражений любви, искренности. Это время, в то время, когда появляется просьба фотографа «не наблюдать в объектив». Помимо этого, потом наметившиеся тенденции еще более укрепляются с массовостью цифровой фотографии, которая разрешает осуществлять контроль итог и позволяет пробовать сделать необходимый снимок бесчисленное количество раз. |
В сюжетах французского фотоальбома со временем происходит необычная революция. Помимо этого, что изменяется темперамент съемки (постановка сменяется репортажем), изменяется и сам предмет: к примеру, съемка новоселья в некоторых случаях заменяет съемку свадьбы, а выход из родильного дома вытесняет крещение. Единственное, что остается неизменным и сейчас – это съемка групповых шеренг гостей либо родственников на фоне памятных мест либо при отмечании неспециализированных праздничных дней.
Громаднейшее изменение претерпевает съемка свадеб. Сейчас обычно опытный фотограф приглашается на свадьбу лишь для нескольких серьёзных снимков, значительно чаще – подписи бумаг, съемки всех цветов, подаренных за сутки, постановочных фото. Другое же празднество гости и родственники снимают собственными силами.
Из-за количества отснятого, свадебный альбом потом приобретает особенный независимый статус.
Большие видоизменения претерпевают снимки детей. Ранее французского ребенка за все время детства снимал опытный фотограф всего два раза – новорожденного и в сутки первого причастия. Сейчас родители сами фотографируют, в особенности собственного первенца, без финиша – любой момент.
А первым изображением альбома время от времени делается снимок УЗИ ребенка, еще находящегося в материнской утробе.
Это моя старшая сестра, которой было 5 лет на протяжении освобождения Парижа в августе |
Понятие того, как необходимо снимать, изменяется, равно как и критерии формального качества снимков. Сейчас фотограф (и специалист, и любитель) пробует запечатлеть то, что он ощущает, и основной критерий успеха для него – правдивость выражения. Вследствие этого достаточно занимательным есть отдельный блок снимков, представленных на данной выставке, – фотографии, каковые, согласно точки зрения снимавшего либо снимаемого, «не оказались». Раньше в эту категорию попадало куда больше отпечатков. Сейчас – разве что фотографии человека, что в момент спуска затвора закрыл глаза. |
Еще одной ответственной приметой трансформаций есть современное расширение границ домашнего альбома, его хранения и представления.
Ветхие французские домашние альбомы – это «роман-река», ежедневник, верные отпечатки того, что было прожито. Это необычная машина фантазмов, разрешающая представить себе предков, а детям – представить историю клана, для которого эти альбомы определяют границы семьи и нить неспециализированного прошлого.
С течением времени практика прошлых поколений изменяется. Юные привилегируют сердечные отношения, помещают в домашний альбом фотографии друзей-неродственников. Сейчас альбомы все время оспаривают личное и неспециализированное, осуществляется переход границ родного родства, и изменяются регистры: имеется такие, каковые возможно показывать всем, а имеется те, каковые предназначены лишь для показа самым родным.
Более того, практика альбомов обычно выходит из потребления вовсе. Современники все чаще собирают снимки в коробках либо на твёрдых дисках.
Один из главных вопросов, что поднимает выставка – это сохранения памяти и вопрос памяти много поколений.
В случае если ранее стереть с лица земли фото было равносильно тому, что выкинуть воспоминание, с возникновением цифровой фотографии материальное выражение этого акта исчезает. Помимо этого, цифровое фото стало кроме этого и обстоятельством резкого повышения количества сделанных снимков и поставило фотографа перед постоянным выбором: из десятка похожих нужно покинуть те пара, каковые стоит сохранить либо же позже дать на печать.
Очень обращают устроители внимание и на тенденцию, которая все укрепляется: французы все реже отдают фотоальбомы собственных своих родителей своим детям. Оттекание фотографий в семье происходит в обратном направлении: необходимыми становятся подарки фотоснимков младших участников семьи – внуков, правнуков – дедушкам и бабушкам, каковые обычно живут раздельно. Так сохраняют эффект присутствия, единения громадной семьи.
А кое-какие французы кроме того не забирают собственные детские снимки из родительского дома.
В тех же семьях, каковые хранят семейные истории и старые снимки, потом трех поколений расстояние все равно неминуемо возрастает. Большая часть лиц из сохранившихся альбомов становятся неизвестными, исчезают истории снимков: кто и при каких событиях это снял. А потом эти фотографии становятся историческими документами, и круг их зрителей существенно расширяется благодаря тому, что они перемещаются в музеи, проекты, сувениры и начинают уже воображать коллективную память, а не историю конкретной семьи.
О СТУДЕНТАХ (ВО ФРАНЦУЗСКОЙ СТОРОНЕ…)
Интересно почитать:
- серебряные зеркала йозефа судека
- критерии выбора фотопринтера
- российский рынок цифровых фотокамер – активный рост продолжается
- постоянный оклад – признак заурядности
- нереальные фотографии и наше представление о «реальном» цвете и свете
Самые интересный результаты подобранные по Вашим интересам:
-
им еще нет двадцати, но о них уже знает весь мир
У них легионы поклонников, они делают фотосессии для мировых брендов, их фотографии украшают обложки романов-бестселлеров. Они – одни из самых…
-
как превратить ненужную книгу в фотоальбом
В случае если всего один снимок может поведать нам целую историю, сколько же различных историй сможет поведать нам книга, перевоплощённая в фотоальбом?…
-
Сергей гнедой: «весь мир превратился в череду снимков»
Сергей Гнедой – фотограф, член Альянса фотохудожников России, чья семнадцатая персональная выставка называющиеся «Адажио» сравнительно не так давно…
-
все дороги ведут на фотоярмарку
Наука и техника – в том числе и в фотоиндустрии – не стоят на месте, они скоро продвигаются вперед. Пожалуй, кроме того через чур скоро – в бешенной…
-
Фотокнига – современная альтернатива фотоальбому
В нашей жизни происходит множество броских и приятных событий, память о которых возможно окончательно сохранить посредством отличных фотографий. В наши…
-
Микростоки: все возвращается на круги своя
Когда микростоковая модель продаж начала усиливаться , многие классические фотографы стали жаловаться, что она неблагоприятно воздействует на цена…