13. Наша экскурсия в пещеры острова элефанта в мумбаи. отчет и фотографии

13. Наша экскурсия в пещеры острова элефанта в мумбаи. отчет и фотографии

Михаил Шмаков съездил в Индию четыре раза, но все путешествия были организованы турагентством. Прочтя мои истории о путешествиях дикарями по различным государствам, пообщавшись с другими путешественниками, он решил в пятый раз отправиться отдыхать самостоятельно. Мы уже заметили с вами его фотографии, снятые на протяжении прогулок по улицам Мумбаи – опять по маршруту, обрисованному в романе «Шантарам».

Сейчас посмотрим, какие конкретно занимательные места возможно посетить на острове Элефанта. Ну и, услышим поучительную и мало комичную историю, связанную с обменом валюты в Индии…

***

Создатель: Шмаков Михаил

https://fotki.yandex.ru/users/shmakov-misha2012/

***

Следующее утро началось с фотосессии. Обе палубы маленького парома, направляющегося к острову Элефанта, были полны местными туристами. Сутки лишь начался, мы были еще свежи и расслабленны по окончании сна, желание чуть ли не всех пассажиров судна сфотографироваться с нами, приняли стоически и с долей здорового юмора.

Где-то в недрах индийского сегмента популярных сейчас  соцсетей сейчас красуются отечественные групповые портреты, с автографами типа: «I and my Russian friends in Mumbai. 06 October2015».

Дорога до острова Элефанта займет приблизительно час, и, пока вы вместе с нами станете рассматривать водные просторы с верхней палубы парома, я кратко поведаю историю острова. Остров Гхарапури (Gharapuri — место пещер), в частности таково его местное наименование, расположен с Юга устья реки Улхас (Ulhas). От набережной Аполлона с  монументом «Ворота в Индию», его отделяет десять километров и, как я уже сообщил, час пути, большую часть которого, занимает маневрирование между судами у причалов.

Фотография 1. Вид на арку «Ворота в Индию», отель Тадж-Махал паромы и Палас у них. Отзывы туристов о независимой поездке в Мумбаи. (70-200, 1/500, 0eV, f9, 70mm, ISO 100)

история создания и Древняя история острова пещерного храма точно не известна. Археологи показывают, что устье реки Улхас было населено еще в каменном веке. Как тут не отыскать в памяти библейское: «А из Эдема выходила река для орошения рая, и позже делилась на четыре — Тигр, Евфрат, Ганг и Инд».  ??

С III века до нэ по VI век отечественной эры побережье и острова входили в империю семейства Магадха, а в последующем, до 1343, пока не перешли под власть гуджаратских султанов, управлялись индусскими царями семейства Силхара. Историки предполагают на острове город в составе древнего государства. Храмовый комплекс в пещерах  создавался во время с V по VIII столетий (при раскопках тут нашли монету, датируемую IV веком). Надписи, повествующие о возведении и строителях храма, не сохранились.

Виноваты ли в этом португальцы либо время и вода сейчас не определить. Но легенда именует в числе строителей храма братьев Пандавов и преданного Шиве сторукого Банасуру (в случае если Банасуру сопровождал танцующему Шиве, отбивая такт на барабане всей сотней свих рук, то из-за чего не оказать помощь этими руками строителям в деле прославления Шивы?).

Вызывающая большие сомнения честь зарубежных первооткрывателей пещерного храма в собственности португальцам, каковые по мирному контракту с последним полновластным гуджаратским султаном Бахадур-шахом в первой половине 30-ых годов XVI века отторгли в собственную пользу устье реки Улхас и острова в нем.

Приблизительно одвременно с этим колонизаторы открыли для себя старый город и индуистский пещерный храмовый комплекс на острове Гхарапури. Предание гласит: первое, что заметили португальцы, прибыв на остров – это огромную, втрое выше натуральной величины, статую слона, высеченную из цельного куска базальта. Скульптура так поразила умы незваных гостей, что они постарались ее похитить, но уронили в море, а остров стали именовать «Элефанта».

А дабы храм с его барельефами не смущал умы, и не мешал обращать аборигенов в подлинную веру, открыли огонь из ружей по неповторимым изваяниям, пощадив лишь шестиметровое изображение тримурти Шивы.

Фото 2. Остров — военная база. (70-200, 1/500, 0eV, f9, 70mm, ISO 100)

Фотография №3. Остров Мясника (Butcher island) и нефтехранилище на нем. (70-200, 1/320, 0eV, f9, 70mm, ISO 100)

Современный остров Элефанта — это пещерный храмовый комплекс, три деревни, 1200 обитателей, два индуистских храма, водохранилище, три смотровые площадки и два артиллерийских орудия на горе, высотой, приблизительно, 150 метров, помогавшие при британцах артиллерийскими огневыми точками (Cannon point). Большинство острова (водохранилище и плотина, а также) — личная собственность.

За всеми этими рассказами, мы не увидели, как доплыли. По долгому причалу к подножью бугра, на котором находятся пещеры, возможно прогуляться пешком, а возможно прокатиться на детской железной дороге в поезде с смешным паровозиком и открытыми вагончиками. На мой взор, железная дорога — наследие британцев и их военной базы на острове.

Фотография 4. Остров Элефанта (Elephanta Island), вид с воды. Отзывы туристов о независимых экскурсиях в Мумбаи. (24-70, 1/1000, -1eV, f9, 24 mm, ISO 100)

Фото 5. Паровозик – один из способов доехать к пещерам Элефанты. Отчет о независимой поездке в Индию. (24-70, 1/125, 0eV, f9, 45 mm, ISO 100)

От подножья бугра к пещерам Элефанта (Elephanta Caves) ведет лестница с выложенными из камня ступенями (утверждают, что их — ровно 1000 штук), оккупированная по обе стороны продавцами сувениров. Но прежде, чем двинуться по ней, нужно заплатить деревенский сбор 5 рупий с человека и, раз уж я заговорил о билетах, перечислю все, каковые было нужно приобрести за эту экскурсию:

  • билеты на паром – 160 рупий за один, в оба финиша;
  • 10 рупий с каждого туриста за верхнюю палубу – мелкий бизнес паромщика и его мальчиков;
  • вышеуказанный деревенский сбор в 5 рупий с человека;
  • конкретно билеты в пещерный храм – 250 рупий за один.

Итого цена экскурсии в пещеры Элефанта: 850 рупий за двоих.

Подъем в  гору, что само по себе уже важное опробование на жаре, тут осложнялся  постоянной угрозой нападения со стороны мартышек. Сообщу вам, это — не мирные воры с Лангкави либо попрошайки с Дамбуллы. Они — настоящие «бандерлоги» (к слову, Редьярд Киплинг — уроженец Бомбея), норовящие выхватить из ваших рук все, что вы в том месте держите!

Многие из них — закаленные бойцы со злобным оскалом желтых зубов и носящие шкуру с отметинами от палки местного обитателя, как носит лычки ефрейтор.

6. Мартышки на острове Элефанта. Отчет об экскурсиях в Мумбаи. (24-70, 1/60, 0eV, f9, 61 mm, ISO 100.  Вспышка)

Но все эти трудности подъема меркнут перед зрелищем величия титанического трудолюбия и человеческого духа. Храм, на создание которого потребовалось пара столетий, поражает воображение.

7. Вход в основную пещеру. Отзыв о независимой экскурсии на остров Элефанта. Путешествия по Индии. (24-70, 1/60, -1eV, f9, 35 mm, ISO 100)

Целый храмовый комплекс, посвященный всевышнему Шиве, в дешёвом для осмотра сейчас виде – это семь пещер. Три пещеры на северном склоне бугра воображают  единый ансамбль и заслуживают подробного рассказа.

Основной зал – это громадная пещера, приблизительно, площадью в 43 квадратных метра, а по ощущению – большое количество больше. Потолок высотой приблизительно шесть метров поддерживают 20 колон в шесть последовательностей.  Справа от центрального входа — алтарь с Шивалингамом (в индуизме Лингам — основной не антропоморфный знак Шивы), три входа, которого, защищают стражники – дварапалы.

Фотография 8. Алтарь с Шивалингамом в основной пещере Элефанты. Рассказы про независимый отдых в Индии. (17-40, 13 сек., 1eV, f9, 17 mm, ISO 100)

По центру на стене расположен барельеф-триптих, посвященный Шиве. Центральная часть триптиха — тримурти Шивы. Изваяние, высотой 5.44 метра, воображает Шиву, как всевышнее божество, несущее ответственность за создание, разрушение и сохранение вселенной.

Уточню, такая интерпретация изображения не единственная, но все они восходят к  Шива-Панчамукха – Пятиликому Шиве, изображению, олицетворяющему пять качеств Шивы либо  пяти основных элементов мироздания.

9. Тримурти Шивы в пещерах Элефанта. Возможно ли отправиться на экскурсии по Мумбаи самостоятельно. (17-49, 6 сек., 0eV, f9, 17mm, ISO 100)

Правый барельеф триптиха (в случае если находиться лицом к изображению) – иллюстрация легенды о том, как Шива принял воды Ганги из потустороннего мира в собственные спутанные волосы.

10. Шива принимает в волосы воду Ганги. Барельеф в пещере Элефанты в Мумбаи. Отчет о поездке по Индии дикарем в осеннюю пору 2015 года. (17-40, 13 сек., 1eV, f9, 17 mm, ISO 100).

Левый барельеф – Шива в образе полумужчины-полуженщины. В иконографии – Ардханаришвара (двуполый владыка). Иллюстрация легенды о том, как Шива наглядно разъяснил Брахме, что для потомства необходимы как мужчина, так и дама.

11. Ардханаришвара. Как мы ездили на остров Элефанта в Мумбаи (17-40, 20 сек., 0eV, f9, 17 mm, ISO 100).

Не считая центрального, северного входа в пещеру, имеется восточный и западный порталы. Все три проема с каждой стороны имеют нефы, украшенные барельефами, живописующими о деяниях Шивы. Но они подверглись большим разрушениям и чуть читаемы на стенах.

Пространство за западным входом вынуждено строительными лесами и затоплено дождевой водой. Пещеры по центральной стенке и неф справа загорожены проволочной сеткой, мы пробрались в том направлении по лесам, но рассмотреть что-то было нереально.

12. западный вход и Алтарь.  Независимое путешествие в Индию (17-40, 1/60, -0.33eV, f9, 20 mm, ISO 400, вспышка)

Восточный вход ведет во внутренний двор между центральным залом и восточной пещерой ансамбля.

13. Внутренний двор. (17-40, 1/30, -1eV, f9, 22 mm, ISO 100)

Я практически уверен, что внутренний двор имел и независимый вход через пространство между горами, которое сейчас наполовину засыпано обвалом. С этого места я и фотографировал, но, вероятно — это мои догадки.

Среди двора — громадная  круглая площадка, высеченная из базальта (такие, отполированные ногами танцовщиц (дэвадаси) мы  видели в храмах Карнатаки). Не смотря на то, что, возможно это место предназначено для любимого бычка Шивы – Нанди, что естественней.

За колоннами восточного зала открылся еще один алтарь с Шивалингамом. Стенки, как и в прошлом, украшали стражники, а по бокам зала — два нефа с этими же не хорошо читаемыми барельефами. В правом, на потолке обнаружилась роспись, показывая на то, что одними барельефами убранство храмов не исчерпывалось.

14. Шивалингам в восточном зале.  Рассказ про экскурсию в пещеры Элефанта (17-40, 1/4, 0eV, f9, 17mm, ISO 100)

15. Роспись на потолке и барельеф на стене, изображающий сына Шивы — Карттикея, у тамилов — Муруган. (17-40, 30 сек., 0eV, f9, 17 mm, ISO 100)

От северного входа главного зала к восточным пещерам ведет ухоженная, вымощенная камнем, широкая дорога по склону бугра.

16. Беседка.  (24-70, 1/60, -1eV, f9, 35 mm, ISO 100)

Четыре грота восточного склона увлекательны лишь в сочетании с главным пещерным ансамблем, и являются кельи монахов и небольшие храмы с полностью потерянными барельефами. Кое-какие из них реставрировались — это заметно по колоннам, и новодельным лингамам, но, по сути, восстанавливать тут нечего. В путеводителях показывают на буддийское происхождение двух подземелий, конечно на наличие кирпичной ступы в одном из них, но нам она на глаза не попалась (быть может, что говоря о  буддийском происхождении, имеют в виду основания лингамов, созданые в виде лотоса?).

Самая последняя, четвертая, подверглась громаднейшему разрушению, быть может древние строители лишь приступили к созданию тут храма, сейчас тяжело сообщить. Пещера не горизонтальная, а уходит вниз и полностью скрыта отложениями и песком грунта, намытого водой. Возможно, единственный раз за все путешествие я пожалел, что нас не сопровождал экскурсовод.

Чутье подсказывало, что имеются наскальные изображения и другие каверны, но их нельзя увидеть в силу недоступности, а расспросить некого.

17. Пещеры восточного склона. Отчет о поездке на остров Элефанта самостоятельно (17-40, 1/80, -1eV, f9, 24 mm, ISO 100).

18. Вход в пещеру с восточной стороны.   (1125) (17-40,1/80, -1eV, f9, 17 mm, ISO 100)

19. Отзыв о поездке на остров Элефанта в Мумбаи. Пещера с восточной стороны    (17-40, 1/30, 0eV, f9, 17 mm, ISO 100)

20. Подземелье на острове Элефанта. Как мы самостоятельно отправились в Мумбаи (17-40, 1/60, 0eV, f9, 17 mm, ISO 400, вспышка)

Осмотр окончен, но неукротимое любопытство не разрешает расстаться с островом. Решаем подняться на вершину бугра, пунктирная линия с кружками (Cannon 1, Cannon 2 и Bombay Skyline viewpoint) на карте мобильного приложения, конкретно показывала на тропу и наличие смотровых площадок на ней.

Крутой подъем к вершине по валунам и остаткам ступеней, начинается большое количество правее билетных касс, рядом с конторой по формированию туризма (MTDS) и рестораном  «Santosh Restaurant».

Первая площадка – «Bombay Skyline viewpoint», не считая ларька с напитками под тентом, полностью ничем не примечательна. Частые заросли склона бугра не разрешают рассмотреть окрестности. Покупаем воду и двигаемся дальше.

Не доходя несколько десятков шагов до первой пушки, на крутом повороте под руинами казармы нас поджидала прекрасно организованная засада: мартышки! Прохода нет – чудовища отрезали путь вперед и назад, свисают с веток. Они скалят клыки, тянут пальцы с долгими ногтями в отечественную сторону и кричат.

Было нужно вооружиться палкой — трухлявый сук, но его вид вынудил держаться мартышек на расстоянии.

Фотография 21. Пушка на смотровой площадке острова Elephanta Island (Gharapuri Island) в Мубаи. (24-70, 1/125, 0eV, f9, 24 mm, ISO 100)

22. Вид на водохранилище. (24-70, 1/200, 0eV, f9, 70mm, ISO 100)

Площадка второго орудия выше и окружающее пространство свободней от деревьев. Прекрасно видно плотину, деревню у подножья бугра, а будь  воздушное пространство прозрачнее, то  и континентальный берег Мумбаи с портом имени Джавахарлала Неру был бы как на ладони.

Обратный путь к парому и возвращение в город ничем очень не примечательны, действительно, возможно упомянуть чужестранца, что весьма желал сфоткаться с коровой, но опасался к ней подойти. Как я не бился, а за рог он ее не забрал.

23. Приключения чужестранца в Индии. (24-70, 1/160, 0eV, f9, 70 mm, ISO 100)

Вечер в Мумбаи

От усталости и переполненности впечатлениями мы молчали целый обратный путь. Наблюдать было не на что, иногда попадалась навстречу лодка либо паром, подобный отечественному. Мы плыли навстречу заходящему солнцу, легкий ветерок освежал, качка убаюкивала, а время тянулось нескончаемо.

Берег встретил толпой праздных индийцев у парапета набережной.

24. Праздные зеваки у арки «Ворота в Индию» в Мумбаи. (24-70, 1/60, 0eV, f9, 28 mm, ISO 100)

Не считая зевак, молодых индийцев, пришедших на променад, большое количество гостей из различных штатов – они выделяются выделено парадными и национальной одеждой мужчин сари дам. Население Индии большое количество путешествует, в силу различных обстоятельств (трудовая миграция, паломничество, туризм…), да и численность его огромна, но на данный момент, на фоне редких чужестранцев, это особенно кидалось в глаза.

25. Несколько дам у монумента. Вечер в Мумбаи. Отзыв о независимой поездке (24-70,1/125, -1eV, f9, 70 mm, ISO 100)

26.  Арка «Ворота в Индию» — один из знаков Мумбаи. Отчет туристов из Москвы о поездке дикарем в Мумбаи и на Гоа (24-70, 1/200, 0eV, f9, 32 mm, ISO 100)

Не смотря на то, что часы показывали лишь начало четвертого, но в воздухе уже чувствовался вечер: свет стал мягким, легко размыв подробности пейзажа. Мы устали, но не сидеть же в гостинице перед телевизором? Возможно сходить в кино — чем не «культурная» программа?

Рядом с отелем, в доме похожем на башню III Коммунистического Интернационала, размешался кинотеатр «Эрос» (Eros), афиша его давала слово просмотр обширно рекламируемой драмы «Talvar», повествующей об убийстве четырнадцатилетней девочки, но как-то довольно глупо в таковой хороший вечер сидеть в помещении. Выбираем прогулку по городу, а заодно — отыскать пункт обмена валют и поменять деньги.

27. Кинотеатр «Eros» в Мумбаи (24-70, 1/80, 0eV, f9, 39 mm, ISO 100)

Вот и пришло время поведать забавную (сейчас я уже так могу сообщить) историю, рожденную ленью в Резервном Банке Мумбаи.

Рупии, что приобрели в аэропорту, конечно, мы не израсходовали, но нам предстояло прожить в Мумбаи еще больше дней. Что ответственнее — за эти два дня мы полностью поняли: до большого туристического сезона еще весьма на большом растоянии. Какие конкретно сюрпризы нас ожидают в Палолеме – неизвестно.

Прикинув в уме предполагаемые траты (отель, питание и, быть может, экскурсии, такси на следующий день в аэропорт и в Палолеме и т.д.), решаем поменять 1000 долларов.

Перекусив в «Pizza Express Colaba», привычным маршрутом: мимо фонтана Веллингтона, Музея принца Уэльского (как не посмотреть, и не налюбоваться отреставрированным куполом?), по улице Махатмы Ганди отправляемся на поиски пункта обмена валют.

28. Музей имени Чхатрапати Шиваджи, бывший «Музей принца Уэльского» в Мумбаи (17-40, 1/50, -1eV, f9, 24 mm, ISO 100)

Задача, как и предвидели, была непростая: все встречаемые нами вывески банков таили под собой помещения с банкоматами. Пройдя еще несколько кварталов, обращаемся за помощью к охраннику, скучающему у входа в магазин.

 — Нет ничего несложнее, в этом строении, пятый этаж, лифт останавливается между этажами. Жмите шестой.

— Благодарю, ОК!

Строение постройки первой половины прошлого века. О край истертых ногами мраморных ступеней лестничного марша, казалось, возможно обрезаться. Старый лифт с раздвижной решеткой вместо дверей. До тех пор пока поднимаемся, подмечаем, что на некоторых этажах – ремонт: где-то трудится перфоратор и стучит молоток, пахнет известкой, штабелями на поддонах уложены мешки с цементом.

Что ж, ничего ужасного, я как-то посещал  филиал большого столичного банка, одну из стенку строения, в котором он размешался, сейчас рушил экскаватор.

Дзыньк — приехали, спускаемся на пролет ниже, толкаем правую дверь, заходим. Большой, полностью безлюдный зал, дальнюю стенке занимают железные шкафчики для одежды сотрудников, из мебели — стул и стол, их оккупировал охранник.

(Предстоящие диалоги — на «моем» британском с жестикуляцией, которую использую в беседах с глухонемыми подопечными на работе, и редкие вкрапления непечатаемых фразеологизмов)

— Хай! Как ваши дела? Валюту поменять, тут?

— Привет!  Мои дела прекрасно! Тут, — говорит о людях за стеклом.

Подходим. За стеклянной перегородкой в потолок двое ухоженных пожилых мужчин и женщина, за их поясницами стоит открытый железный кейс, битком набитый валютой – единственная подробность, показывающая на пункт обмена валют. Снаружи мужчины – парсы, не могу утверждать, но достаточно яркая кожа, разрез глаз, своеобразные, белые, плоские шапочки у мужчин…

По окончании обмена приветствиями, высказываем собственный желание обменять доллары США на индийские рупии. Услышав сумму, подмечают, что это займет какое-то время.

— какое количество?

— Недолго, — легкое покачивание головой из стороны в сторону.

— О’кей.

Пара слов, пока ожидаем. На зороастрийцев и их храм недалеко от центрального вокзала нам показывала экскурсовод в прошлое путешествие (это совсем неподалеку от этого места), а в текущем году мы, время от времени по нескольку ежедневно, проходили мимо другого храма огнепоклонников рядом с Gross Maidan Garden. Маленькая, всего около 60 тысяч людей, но могущественная диаспора парсов в Мумбаи, обладает, чуть ли не половиной почвы города.

Возвратимся в пункт обмена валют. Помещение не кондиционировано, открыта балконная дверь, пот по пояснице течет ручьем. Меня завлекает вид,  раскрывающийся с пятого этажа на вечерний город, включаю иду и камеру к проему. Охранник окликает – страшно, балкон может обвалиться.

Пробую, не выходя на страшную площадку, высунуться подальше и сфотографировать.

Фото 29. Вид на отель Watson’s Hotel в Мумбаи. Отчет о поездке в Индию самостоятельно (24-70, 1/100, -1eV, f9, 39 m

ОСТРОВ ДЖЕЙМСА БОНДА — ЭКСКУРСИЯ НА ПХУКЕТЕ, ТАЙЛАНД — ЕДУ ОДИН ☼


Интересно почитать:

Самые интересный результаты подобранные по Вашим интересам:

14. Небольшой рассказ о несостоявшейся экскурсии в болливуд и о походе в храм мумба деви

Продолжим рассказ о независимом путешествии в Индию двух туристов из Москвы. Экскурсионно-познавательная часть включала поездку в самый большой и богатый…