Интервью с жан-франсуа леруа

интервью с жан-франсуа леруа

Интервью записано Люкой Манжэ в мае 2010 в канун 22 интернационального фестиваля фотожурналистики в Перпиньяне, Франция (28 августа — 17 сентября) 01.10.2010
Редактор новостей

– Прошедший год, как и предшествующий, был кризисным для фотографии. Может, пора прекратить сказать о кризисе фотографии?

– Сложно прекратить сказать о кризисе фотографии. Сейчас большое количество говорят о новых моделях электронных пилюль (интернет-планшетах), электронных газетах и т.д., но это не свидетельствует роста производства фотографии. Производство находится в свободном падении, оно практически провалилось сквозь землю, это вправду пугает.

– На примере землетрясения на Гаити, что происходит в фотожурналистике?

– Гаити – это пара второе, по причине того, что в том направлении отправились большое количество людей без всякого заказа, легко дабы заметить все собственными глазами. Исходя из этого производство фотографии было большим.

– Чрезмерным?

– Все кадры были сильными первые семь дней. Нам – Visa pour l Image – было кроме того нереально выяснить, кто из фотографов был лучшим, так что мы решили сделать коллективный показ.

На Гаити были отмечены два самые важных факта: во-первых, большие американские издания не отправили фотографов, за исключением ежедневника «Нью-Йорк Вашингтон» и «Таймс Пост». Второй – еженедельники отправили собственных фотографов лишь через 8 дней. Действительно, CNN.com отправил 5 фотографов.

– Это – громадная премьера, что канал отправил фотографов. В таком количестве, по крайней мере.

– Примечательно, что фотографы теоретически были назначены для интернет-каналов и что весьма скоро, уже через 24-48 часов, CNN применяло и распространило полученные изображения для телерепортажей. Вправду, фотография тела, вынесенного из развалов, в особенности в случае если речь заходит о выжившем, есть более сильной, чем видео, по причине того, что есть замороженным мгновением, в то время как видео мимолетно, скоротечно. Тут мы имеем новую пустующую нишу для фотографии.

Другими словами телевидение может стать одним из дорог для фотографов. Имеется большое количество фотографов, талантливых сделать видео, но мало видеооператоров, каковые способны снимать фотографию. Я пологаю, что постоянство зафиксированного изображения может интересовать телевидение. Гаити было тому примером.

Мы заметили, что большой американский издание обеспечил интернациональную гарантию фотографу, дабы сохранить эсклюзивность его снимков в сети. Это в первый раз такое произошло. В большинстве случаев фотограф, что реализовал американскому изданию снимки, на данной же семь дней имел возможность их реализовать немецкому, французскому, итальянскому, британскому изданиям.

Тут же ему сообщили: «Мы сохраняем ваши кадры для интернационального распространения на один месяц». Это достаточно ново.

– В прошлый год стартовала первая премия Visa pour l Image-France 24-RFI за документальный фильм для Интернета, вы планируете продолжать эту премию?

– Да, по причине того, что мы убедились, что это очень востребовано и имеет громадной успех. (Это одни из моих сотрудников – Люка Манжэ – посоветовал мне эту идею.) Я повторю то, что я сообщил в прошедшем сезоне: на предварительном отборе данной премии мы видели большое количество диапорам, каковые не были действительно документальными фильмами для Интернета. Самюэль Боллендорф как-то на коференции в Сенате сделал замечание, которое я нахожу очень способным: «В большинстве случаев в диапораме для Интернета вы имеете лишь одну кнопку.

Я, дабы продемонстрировать, что я уважаю зрителя, ставлю две кнопки. Так, у него нет впечатления, что его держат за дурака». Это значит, что он дает зрителю чувство, что тот может идти в том направлении, куда он желает.

И одновременно с этим, как раз Самюэль его ведет.

– Болленндорф, и другие фотографы, реализовывает диапорамы сейчас по большей части интернет-сайтам, принадлежащим телевидению. Главным клиентом веб-диапорам во Франции сейчас остается телевидение. Разве нет в этом парадокса?

Канал France 5 только что заказал их 40, Canal+ сейчас финансирует многие проекты вэб-диапорам, France 24 – также, но в меньшей мере.

– Финансирование не есть правилом. Производство вэб-документа остается весьма дорогим. Нам повезло, что на данный момент CNC поддерживает хорошо эти проекты, но какое количество времени это продлиться? Иначе, Самюэль Боллендорф только что взял письмо из Рабочей группы пресс-карт: потому, что он занимается вэб-документами, его больше не вычисляют журналистом

– Вы думаете, имеется экономическое обоснование для развития этого жанра? Зная, что сейчас все фотографы интересуются вэб-документами – из-за отсутствия заказов от прессы, – возможно высказать предположение, что года через два-три фотографы будут жить этим?

– Я сохраняю надежду. В любом случае, это – факт, что имеется спрос и что экономика будет ориентироваться на Интернет. Сейчас всю землю говорит о приходе пилюль от Apple, именуя их будущим прессы, о том, что бумажные издания провалятся сквозь землю.

Я не пологаю, что это случится в ближайшие два года.

– Кто еще на данный момент выручает фотографов?

– National Geographic делает долгие истории со собственными фотографами.

– Одной из неприятностей, которую поднимают телевидение и Интернет, есть право собственности на фотографии. Мы замечали в первые 24 часа землетрясения на Гаити немыслимую историю изъятия через Twitter фотографии, выложенной на этом ресурсе. Эта фотография оказалась под различными именами в различных агентствах под различными заголовками.

Это не ставит перед фотографами необходимость овладения новыми инструментам?

– Начиная с момента, в то время, когда ты размещаешь фото на Twitter либо на Facebook, ты ее отдаешь «на съедение» всему миру. Это то, что случилось с фотографией с Гаити. Размещенная на Twitter, она начала принадлежать всему миру. Это вправду ставит вопрос об авторских правах. И это неприятность, которая будет со временем обостряться.

Этим утром я получил от большого американского агентства фото с Гаити. Это агентство требует меня не показывать ее на выставках, потому, что они имеют нерешенную проблему копирайта.

Вправду, все инструменты весьма увлекательные, их увидели в прошедшем сезоне: если бы не было Twitter, мы бы по большому счету не имели информации о событиях в Иране. Сейчас – сожалею, я сделаюсь мало реакионером, говоря это – ставится вопрос о надежности источника. У меня, в то время, когда я вижу фотографию, подписанную AFP, AP, Рейтерс либо Getty, не появляется ни при каких обстоятельствах вопроса проверки, похищена эта фотография либо нет.

Одновременно с этим имеются сайты, на которых мы не видим кредитной линии фотографии, мы не знаем, откуда она пришла. Продажа фотографии, забранной с Twitter, нехороший символ, это значит, что любительская фотография ставится – из-за необходимости – в ранг опытной. Другими словами обесценивается информация. Я желал бы, дабы Apple удалось сделать то, что он сделал в мире музыки.

10 лет всю землю незаконно переписывал музыку. Сейчас больше никто не выкрадывает музыку, по причине того, что намного проще и стремительнее зайти на iTunes и заплатить за необходимый трэк 99 сантимов.

– Вы пригласили в Перпиньян компании и тех людей, которых ошибочно, быть может, разглядывали как недругов, но каковые для некоторых являются частью будущего фотографии? Вы пригласили CNN, Яху, Гугл, Twitter, Facebook в Перпиньян?

– Я предвижу, что они приедут.

– Разве не нужно вести диалог с ними?

– Нужно сказать с ними, но неприятность этих огромных компаний в том, что я не знаю, к кому обратиться, дабы иметь верного собеседника, того, кто в праве принимать решения. Заберём, например, Гугл во Франции: французское законодательство делает так, дабы Гугл проигрывал практически все собственные судебные дела, которые связаны с применением фотографий. Этого нет ни в Соединенных Штатах, ни в Англии, ни в Италии.

Следовательно, мои собеседники из французского Гугл рассуждают совсем в противном случае, нежели в конторах американского Гугл.

Но дабы ответить честно на ваш вопрос, да, я бы предпочел, дабы Гугл, Яху, Twitter, Facebook приехали в Перпиньян. Кроме того в случае если сейчас их экономическая модель не весьма несложная, я пологаю, что будущее фотографии зависит от них.

– Раз уж мы говорим о будущем фотографии и техники, Adobe производит не так долго осталось ждать новую версию Фотошопа, которая есть – в соответствии с тому, что уже известно – версией воистину революционной. Как вы собираетесь рассматривать вопрос применения Фотошопа в Перпиньяне?

– Неприятность обостряется, все больше фотографий, каковые столь очень сильно ретушированы и подвержены манипуляциям в Фотошопе, что мы не знаем больше, где правда. Я взял фотографию с Гаити, сделанную фотографом АП, на которой видны 5 фотографов, снимающих тот же сюжет, что и создатель: один солдат, серое небо, полицейский и серые развалы в в штанах цвета светло синий волны.

Из 5 фотографов, каковые находятся за воином на протяжении фотосъемки, я опознаю 3 фотографов, фотографии двух из которых я видел: их развалы имеют сверкающий белый цвет, форма милицейского королевско-светло синий цвета, небо фиолетовое с розовыми тучами. Имеете возможность мне сказать, что это вопрос интерпретации, но разве это не есть переделкой? В прошедшем сезоне мы видели изображения о Конго, где тёмные представлены серыми, кровь – красном.

– Но вы так как требуете все RAW-файлы, по крайней мере, для выставок.

– Да, я планировал запросить все RAW-файлы, но это непросто.

RAW-файл не употребляется как такой. Но по окончании съемки кое-какие фотографы проделывают такие манипуляции, что в фотолаборатории не смогут сделать отпечатков этих файлов, по причине того, что нет никакой бумаги в мире, которая может вынести эти фантазии. Это возможно воспроизвести на экране компьютера, но негодно для печати.

Фотографическая широта бумаги не разрешает, дабы небо делали флюоресцентным.

В текущем году неприятность манипуляций делается особенно ответственной.

– И как фотографы реагируют на то, что вы требуете сырые файлы?

– Они реагируют не хорошо. Они мне говорят, что это их их видение и интерпретация вещей. Вправду, еще 15-20 лет назад один фотограф сделал собственный выбор, засунув в собственный аппарат черно-белую пленку. Манера, в которой он печатал собственную черно-белую фотографию – твёрдое/мягкое, более котрастное/менее контрастное изображение, – это была интерпретация.

Вспоминается портрет врача Швейцера в Ламбарене: Смит постоянно рассказывал, что он трудился более 2 недель, чтобы получить необходимые ему тёмные оттенки. Сейчас на экране посредством Lightroom либо Photoshop мы достигаем этого за 180 секунд

– Но не Фотошоп так как есть проблемой? В случае если фотографы постоянно манипулировали действительностью негатива?

– Неприятность содержится в том, что Фотошоп разрешает исправить кое-какие «кривые» вещи в два клика. Он разрешает убрать фонарь, электрические провода, каковые вам мешают, и наряду с этим сделать все незаметно.

Это всегда было предлогом для громадного спора, что есть обработанной фотографией? Сначала мы говорили: «Это добавление либо изъятие калашникова с изображения». Тогда это было легко.

И имелись узнаваемые примеры.

Сейчас, в то время, когда стало так легко вносить трансформации, многие люди стремятся делать технически идеальные фото. В больших агентствах таких, как AP, AFP, Getty, Рейтерс, имеются четко очерченные границы, за каковые модификации не должны заходить. Но в то время, когда ты не заходишь за эти границы, твои фотографии получаются невыразительными.

– И что тогда нужно делать? Нужно дабы Visa pour l Image стала своео рода авторитетом? Нужно устроить что-то типа CSA (совокупность защиты информации) фотографии?

Кто будет все это осуществлять контроль?

– У меня нет ни намерения, ни жажды становиться CSA фотографии. Я говорю лишь, что нужно быть бдительными. Новое поколение фотографов, которое ни при каких обстоятельствах не занималось серебряной фотографией, не имеет никакого представления о границах разрешённого.

– В какой форме в текущем году в Перпиньяне вы планируете обсуждать данный вопрос?

– Мы планируем громадной показ с дискуссией. Но я думаю о фотографах, каковые делают, как говорится, чрезмерный Фотошоп. Разве эти фотографы согласятся показывать собственные фотографии со словами: «Вот, мы перешли предел манипуляций»? Фотожурналистика, даже в том случае, если это познание произвольное, это все-таки свидетельство действительности.

Уже 50 лет фотографы при печати поднимают небо, дабы сделать его более содержательным, насыщенным.

на данный момент же додают фиолетовый в небо, позже одно облако, по причине того, что это более красиво, выбрасывают электрические провода, по причине того, что они разрезают фото на две части и т.д. И мы оказываемся перед какой-то вещью, которая есть интерпретацией мира. Но это уже не журналистика.

Разве нужно, дабы Visa pour l Image стала логовом живописцев Фотошопа?

– В любом случае вы имеете убеждение, что нужно обсуждать в Перпиньяне в ближайшем сентябре.

– без сомнений.

– В какой форме?

– Я еще не знаю, но я пологаю, что необходимо подключать фотографов, каковые занимаются манипуляцией, дабы они нам растолковали, из-за чего они этим занимаются, какие конкретно ограничения для них существуют. Я пологаю, что профессия фотожурналиста в опасности. Она попадает в опасность из-за злоупотребления манипуляциями.

– Фотожурналистика перестает быть точной?

– В какой-то момент мы взглянуть на фото и скажем: «Это неправда».

– И кто сможет сообщить, была ли фотография правдивой либо нет?

– Скорость распространения, возможность отправлять фотографии в второй финиш света за 20 секунд это превосходно, но, что парадоксально, это намного стремительнее вводит в удивление.

Вспоминается труп, замеченный двумя фотографами (это было на Гаити в 2003 либо 2004). На одной фотографии имеется оружие рядом с ним, на другой – оружие провалилось сквозь землю. Один из фотографов принес оружие, или оно было похищено?

– Потому, что Visa pour l Image существует уже более 20 лет, справедливо ваше ответ, что Перпиньян должен быть местом передачи сокровищ, каковые фестиваль защищает уже 22 года. И что эти ценности вы желаете передавать следующему поколению, пользуясь тем, что огромная часть аккредитованных визитёров есть парнями, каковые ни при каких обстоятельствах не были на фестивале в Перпиньяне.

– Дейстивтельо, Перпиньян сейчас стал пунктом сбора всех представителей данной профессии, и мы хотим передавать ценности. Это то, чем мы занимаемся в течении уже многих лет, к примеру – мероприятия для школьников на третьей семь дней фестиваля. Сейчас уже третье либо четвертое поколение фотографов приезжает в Перпиньян, это разрешает нам сообщить: «Это мы и предвидели»

– Это – то, во что вы верили? Это вы желаете сообщить?

– Да, ценности, в каковые мы верим. Это действительно, что таких фотографов, как Стэнли Грин, Паскаль Мэтр, Юджин Ричардс, мы желаем выдвинуть вперед. Они довольно часто экспонировались в Перпиньяне, по причине того, что они являют собой пример честности, безупречности, глубокой работы и по причине того, что они могут говорить истории и воображать их.

Журналистские сокровища – это точность, обязательства за сюжет, надежность, правдивость информации.

– В какой форме вы планируете заниматься передачей этих сокровищ?

– Мы планируем попытаться сделать – я не желаю сообщить, воркшопы, по причине того, что это ни за что не будет просмотр портфолио – собственного рода встречи с фотографами, каковые будут растолковывать, как они трудятся, из-за чего как раз так. Я неизменно с уважением относился к таким людям, как Марк Рибу, Жан-Пьер Лафон, Жак Павловский и т.д. Сейчас Стэнли Паскаль и Грин Мэтр, Юджин Ричардс стали эталоном, ориентиром для молодых поколений.

Это не будет школой Visa pour l Image либо воркшопами Visa pour l Image, но это будет передачей понимания профессии.

– Это другие беседы о сокровищах, нежели по вечерам в барах Перпиньяна?

– Я был поражен, заметив парней, весьма молодых фотографов в Перпиньяне, толкающихся, говорящих: «Ты видел? Это – Стэнли Грин, это – Паскаль Мэтр», но не подходящих к ним, в то время как все это люди совсем дешёвые. Это им мы говорим: «Вам позволяют встретиться с этими людьми, в совсем официальной обстановке, и пропитаться их опытом.

Пускай они вас вынудят поделить то, во что они верят, и растолкуют, что их сделало такими фотографами, какими они имеется сейчас».

– Все-таки складывается чувство, в первый раз, что вы оптимистично настроены, что имеется решения и вы их пробуете отыскать. По крайней мере, не закрываете двери.

– Я пологаю, что или мы опускаем руки и говорим: «Ответов нет, исходя из этого мы останавливаемся и закрываемся», или мы себе говорим: «Имеется модели, каковые необходимо лишь отыскать». Я уверен, что вся эта революция, в которой мы участвуем, с возбуждением всех изданий от пилюли Apple, принесет новые модели, новые пути. Проводился опрос на прошлой семь дней, что говорит, что 80% людей не готовы платить за данные в сети.

Но качественная информация стоит дорого. Она стоит дорого в производстве, другими словами она не может быть бесплатной. Исходя из этого нужно иметь, по крайней мере, меценатов, готовых финансировть проекты, каковые они дадут безвозмездно в распоряжение целого мира; предприятия и газеты, занятые в производстве прессы, должны еще получать себе на судьбу.

Для меня это нехорошая опасность: прекратить создавать фотографию, а ходить за изображениями только на Twitter, Flickr, Facebook и т.д., утратить потребность в качественной информации.

– Я вам сказал об оптимизме, а вы мне тут же рисуете тёмную картину.

– Нет, я всецело уверен, что имеются решения, еще не раскрытые, и в Перпиньяне должна быть лаборатория, в которой мы будет искать, копать и стараться отыскать решения. Если бы я не был мало оптимистом, я бы остановился. Вправду, сейчас мы не на гребне волны, по причине того, что никто больше ничего не создаёт.

Я ни при каких обстоятельствах не удовлетворюсь небольшой информацией, которую я могу отыскать через Интернет. Я хочу, дабы были люди, каковые ездят на место событий, каковые выполняют расследование, каковые мне излагают истории, точные свидетельства. Я не желаю быть информированным последователем, что не разбирает, не имеют корней, знаний того, что происходило раньше.

– Visa pour l Image чувствует себя прекрасно? Вы имеете возможность продолжать?

– Это один из парадоксов кризиса: Visa pour l Image может продолжать. Мы подписали контакты с Canon, с городом Перпиньяном до 2013, другими словами 4 года мы можем быть уверенными, что сможем делать собственную миссию.

на данный момент, действительно, я достаточно обеспокоен посредственностью продукции, которую мне присылают. Мы видим тщетные сюжеты. С приходом цифры процесс создания фотографии стал весьма несложным, и весть мир именует себя фотографами.

Я планирую привести пример, что может вам показаться глупым: в мире за сутки продается пара десятков миллионов шариковых ручек; это не для того, что вы имели прустов либо шекспиров везде. Это мало похоже и для фотоаппаратов. Я пологаю, что мы на данный момент находимся в периоде дефицита требовательности.

Вы понимаете отлично, что настоящий репортаж это подлинное изучение, это семь дней подготовки, дни, совершённые на месте, и по окончании всего этого – анализ, монтаж на видео, постановка в фото, редакция текста. Это профессия. Сегодняшняя неприятность содержится в том, что в профессию приходит полно людей, каковые говорят «я – фотограф», на том только основании, что производят четкие фотографии, прекрасно экспонированные, превосходно ретушированные благодаря инструментам, о которых мы только что говорили, но в которых нет никакой глубинной мысли.

– Имеется слух, вы его имеете возможность подтвердить либо опровергнуть: вы занялись изданием?

– Мы не занимаемся изданием. В прошедшем сезоне одна из отечественных ведущих выставок имела совсем превосходную работу Юджина Ричардса «Война – это личное ». Мы пологали, что эта работа без неприятностей отыщет издателя. К нашему громадному удивлению, 12 международных издателей отказались от данной работы, по причине того, что показывать происходящее в Ираке невыгодно, показывать, что люди борются и что они смогут возвратиться калеками, это через чур жестоко и может задеть американскую мораль.

Итак, в то время, когда Юджин Ричардс мне сообщил в январе, что он не отыскал издателя, мы решили совместно опубликовать книгу. Это совместное производство, которое мы делаем с Getty. Это обещает быть превосходная книжка.

В Перпиньяне будет пара сотен экземпляров.

Interview de Stephanie Lansaque et Francois Leroy


Интересно почитать:

Самые интересный результаты подобранные по Вашим интересам: