Откуда у объектива рисунок

откуда у объектива рисунок

На заре развития фотооптики перед ее создателями стояла задача собрать объектив, дающий максимально реалистичный рисунок, потому что первые объективы-монокли данным свойством не владели. Таковой объектив скоро показался, но побеждала художественности сочетания и идея реалистичности. Так на свет показались объективы с прекрасными именами и не меньше прекрасным рисунком: Тессары, Планары, Гелиары, Зоннары.

В сотрудничестве с инженерами-оптиками трудились фотохудожники. 27.10.2006
Олег Немчинов

Современный взор на оптику далек от мастерства. Любительская оптика, будучи компромиссом цены и качества, носителем изысканного рисунка быть не имеет возможности (чаще приходится сказать о очевидном «замыливании»).

Опытный объектив обязан создавать максимально резкое изображение. Не напрасно компания Hasselblad в камерах серии H (предназначенных, по большей части, для работы с цифровыми задниками) перешла на оптику Fuji – более резкую, чем германский Carl Zeiss, но и менее «художественную». Применительно к рекламной, студийной, предметной видам съемки о рисунке сказать не приходится, потому что рисунок объектива полностью раскрывается лишь на открытой диафрагме.

В случае если же под рисунком осознавать не что-то художественное, тяжело уловимое, а неотъемлемое свойство всякого объектива – тогда рисунок имеет любой объектив, от раритетных германских Гелиаров до пластмассовой линзы в китайской мыльнице. Он слагается из резкости (детализации) на разных участках кадра, пластики (характера детализации) и боке (эстетичности размытия в зоне нерезкости).

Что прекрасно для рекламы и макро (предельно детализованное изображение) – губительно для портретов. Возможность разглядеть во всех подробностях насекомого – полезна для любителей макросъемки. Разглядывать же недостатки кожи на лице портретируемого – вызывающая большие сомнения эйфория.

А как же превосходная программа Adobe Photoshop, благодаря которой любое резкое изображение возможно сделать «мягким», заодно «замазав» инструментом Clone Stamp все прыщики? Это выход, но так как и художественный снимок возможно сделать средствами Photoshop, совсем не пользуясь для этого фотоаппаратом. Применение Photoshop вместо особой оптики требует времени, знаний, но кроме того в этом случае добиться пластики и настоящей мягкости портретного объектива нереально.

Большое количество ли среди нас найдется любителей соевого мяса либо кофейных напитков с цикорием?

Рецепт «вкусного» рисунка

На рисунок объектива воздействуют: оптическая схема, рабочая диафрагма, количество и форма лепестков диафрагмы, фокусное расстояние, уровень качества стекла, состав просветляющего напыления, механическая надежность.

Какое отношение имеет к рисунку надежность? В случае если объектив собран неаккуратно, имеет люфты, щели, то сделанные им фотографии вряд ли будут резкими. Конструктивная надежность зависит от метода фокусировки, наличия/отсутствия электроники и от аккуратности сборки. Ветхие объективы, где фокусировка производится перемещением меха, на порядок надежнее автофокусных зумов.

Дорогие объективы опытных линеек изготавливаются более шепетильно, да и сами производства находятся в географически более «верных» местах (Германия, Япония – вместо Тайланда и Китая). Японская оптика, в большинстве случаев, не уступает по качеству изготовления германской, но отличается характером рисунка – она более «глянецевая» и менее «объемная».

Резкость зависит от рабочей диафрагмы: чем меньше отверстие в объективе, тем выше глубина резкости (возможно добиться одновременно резкого изображения и объекта переднего замысла, и фона) и детализация самого изображения.

При съемке на открытой диафрагме резким есть лишь объект переднего замысла, а фон размывается. Наряду с этим объект переднего замысла имеет меньше подробностей, чем на диафрагмах f/11, f/16 (на более закрытых разрешение понижается по обстоятельству результата дифракции). В случае если употребляется объектив с «портретным» фокусным расстоянием (для цифры и узкой плёнки – 80-120 мм) либо телевик, фон размыт и на довольно больших значениях f-числа (f/5.6, f/8).

Будет ли размытый фон воображать из себя бесформенную «кашу» либо эстетически идеальное боке, зависит от иных факторов. Главную роль играются уровень качества оптического стекла и форма диафрагмы. Считается, что в случае если диафрагма образована громадным числом лепестков, то отверстие приближается по форме к кругу, что содействует более прекрасному рисунку размытия.

Исходя из этого опытные «портретники» имеют 8-10-лепестковую диафрагму, а бюджетные – 5-7-лепестковую.

Маленькое число лепестков порождает в зоне размытия занимательные эффекты – горящие уличные фонари в зоне размытия преобразовываются в золотистые шестиугольники. Весьма увлекательный рисунок имеют ветхие 35-мм камеры Rolleiflex с диафрагмой, состоящей всего из трех лепестков. Воздействует на итог не только количество лепестков, но и их геометрическая форма.

Рисунок размытия (боке) относится лишь к определенной части изображения, в то время как пластика объектива – ко всему изображению. Оно возможно «мягким» либо «твёрдым», в зависимости от схемы и контраста объектива. Одинаковый сюжет, снятый Зоннаром и Планаром, будет смотреться по-различному. Все зум-объективы в той либо другой степени «мылят» изображение. Производители скрывают данный недочёт, повышая контраста.

Контраст – различие самой яркой и самой чёрной точек изображения. Большой контраст формирует чувство резкости. Контрастность объектива зависит от качества чернения внутренних поверхностей объектива и нанесенного на линзы просветления, служащего для отсеивания боковых засветок. Современные объективы имеют многослойное просветление, действенно подавляющие блики и переотражения в объектива.

Но объективы отличаются друг от друга с позиций контраста. К примеру, оптика Nikon более контрастная, чем Sigma.

В случае если чернение на большом растоянии от совершенного, то при съемке цветных фотографий появляется тяжело уловимая, но реально портящая изображение, вуаль – знакомая многим, кто снимал на пленочные камеры наподобие «Зенитов» либо китайских «мыльниц».

Считается, что качественная оптика – более контрастная. Так ли это? Твёрдый, контрастный объектив больше подходит для съемки пейзажей. Мягкий объектив оптимален для портретов. Ч/б портреты, сделанные ветхими объективами (с однослойным просветлением либо с отсутствием оного), смотрятся выигрышно. Но для получения качественных цветных снимков многослойное просветление нужно.

И чем сложнее устроен объектив, чем больше в него линз – бликующих поверхностей, – тем действеннее должно быть просветление.

Эволюция оптических схем

Принято наблюдать на историю развития оптических схем как на эволюцию: в любой отрезок времени существовала собственная «передовая» схема, которую сменяла вторая, более идеальная. Вершина таковой эволюции – современные зум-объективы для цифрозеркалок.

Но все совсем не так легко. В случае если ваш китовый зум-объектив не потрясает оптическим качеством, это отнюдь не означает, что применение его опытного собрата-зума гарантирует непревзойдённый рисунок и высочайшее качество, пускай и ударив по кошельку.

В случае если относиться к оптической эволюции с юмором, создается чувство, что она была затеяна японскими производителями во главе с компанией Сони с целью изъятия денежных средств из карманов дурачков-потребителей.

В действительности, зумы – только самые универсальные объективы, на порядок уступающие своим предшественникам по вторым параметрам – резкости, пластичности. В то время, когда зумы лишь показались на свет, никто не думал их применять в опытной съемке, за исключением репортеров, которым была нужна оперативность.

Рисунок матрицы

Для обладателя пленочной камеры выбор пленки воображает не меньшую проблему, чем выбор объектива. И у пленки имеется собственный рисунок, что зависит от плотности эмульсии, размеров и формы зерна. Существуют портретные ч/б пленки с прекрасным большим зерном (Agfa APX 100, Rollei Retro, Illforf HP5) и противоположные по результату слайдовые цветные пленки для пейзажей (Fuji Velvia, Kodak Ektachrom), у которых зерно отсутствует. Но про рисунок пленки никто не говорит, поскольку пленку поменять несложнее, чем объектив.

Матрицу цифрового фотоаппарата поменять не удастся – остается «поиграть» с настройками контраста, резкости, баланса белого и чувствительности (лишь вместо зерна на высоких ISO возьмём шумы). Фотоаппараты различных марок, оснащенные оптикой и сходной матрицей, неодинаковы с позиций нюансов. Многим нравится насыщенная картина, которую выдают цифромыльницы Olympus, вторым – сочная цветопередача Fujifilm, а третьим – портретная «мягкость» с преобладанием теплых тонов, характерная Pentax.

Цифрозеркалки Canon имеют более мелкий шум и холодную цветопередачу на высоких ISO, в то время как у Nikon шум больше, но замаскирован под добропорядочное пленочное зерно. Но для ценителей оптики все эти различия не воображает никакой ценности

Камера-обскура

В современной интерпретации – «пинхол» (pin-hole – камера с точечным отверстием вместо объектива). есть несложной, исторически первой схемой. Чтобы получить изображение, достаточно коробки, тёмной внутри, на одной стенке которой находится стекло с нанесенной фотоэмульсией, на противоположной – отверстие, размер которого образовывает приблизительно 0,3 мм.

Изображение характеризуется отсутствием оптических искажений и большой глубиной резкости: все объекты находятся на одной плоскости. Рисунок пинхола очень прекрасный – мягкий, однородный по яркости, его не спутать с другим. Вот из-за чего любители пинхол-фотографии еще остались и сейчас.

Их возможно встретить среди фотографов-пейзажистов.

Вместо стекла с эмульсией смогут употребляться листовая пленка (в большинстве случаев, слайдовая), простая пленка (в рулонах, катушках), матрица цифрового фотоаппарата. В последнем случае отверстие проделывается в крышке байонета. Но не любая цифровая камера способна фотографировать с выдержкой в пара часов.

Известны случаи, в то время, когда в камеру-обскуру переделывались кузова машин либо целые строения.

Съемка пинхолом очень неоперативна. В большинстве случаев, одна экспозиция занимает пара часов. Дабы приобщиться к пинхол-фотографии, нужно запастись терпением.

В сети существует пара ресурсов, специально предназначенных для любителей пинхол-фотографии:www.pinhole.ru, www.pinhole.com, www.pinhole.org, www.pinholeresource.com. Лакированную древесную камеру-пинхол возможно заказать через Интернет от одного из американских либо китайских производителей (к примеру,www.pinholeformat.com, www.pinholecamera.com, цена – около $200). Жидкую фотоэмульсию реализовывает подмосковная фабрика «Славич» (www.slavich.ru).

Возможно обойтись и без капиталовложений, применяв в качестве корпуса ветхий фотоаппарат без объектива и простую пленку. Нужно учитывать, что при съемке на выдержках в пара часов уровень качества чернения внутренностей коробки имеет принципиальное значение. Фокусное расстояние определяется отдаленностью отверстия от пленки: чем оно меньше, тем более широкий угол дает пинхол.

Объектив-монокль

Объектив, складывающийся из одной сферической линзы, именуется моноклем. С целью достижения оптимального качества рисунка, используется выпукло-вогнутая линза (мениск), обращенная выпуклой стороной вовнутрь.

В отличие от пинхола, монокль формирует не равномерно-резкое изображение, а резкое лишь в центре кадра. Рисунок монокля красив как раз благодаря тому, что главная часть кадра остается нерезкой. Сферическая аберрация искажает светотеневой рисунок так, что небольшие чёрные объекты исчезают, а яркие – выступают и светятся на чёрном фоне.

Снятый моноклем статичный сюжет за счет аберрации получает динамику. Яркие объекты весьма медлено «перетекают» в фон, как если бы в ходе съемки на долгой выдержке вы воспользовались зумом.

Уровень аберрации возможно осуществлять контроль, закрывая диафрагму: чем больше f-число, тем ниже аберрация и выше детализация. И не смотря на то, что резкость монокля ни при каких обстоятельствах не достигнет резкости обычного объектива, возможность руководить характером рисунка полезна. Она-то и разрешает получать художественных результатов.

Несложнее всего собрать монокль самостоятельно, воспользовавшись объективом Гелиос-44 от «Зенита», удлинительным кольцом для макросъемки и переходником с резьбы М42 на байонет вашей камеры. Из Гелиоса изымаются все линзы. Передняя линза переворачивается выпуклой стороной вовнутрь и устанавливается на прошлое место.

Макрокольцо помогает для повышения фокусного расстояния. В ходе разборки принципиально важно не повредить поверхность первой линзы, не сломать механизм диафрагмы и не поцарапать внутреннюю поверхность корпуса объектива. Уровень качества монокля зависит от качества стекла в единственной линзе.

Неудивительно, что преобразованию и разборке в монокль подвергаются не только плохие объективы, наподобие упомянутого Гелиоса, но и куда более качественные и дорогие.

С недавних пор в продаже дешёв американский объектив-монокль Lens Babiy (www.lensbabies.ru). Линза закреплена на эластичной трубке-гармошке, так что художественный потенциал монокля дополняется возможностью произвольного смещения линзы от оптической манипулирования и оси фокусным расстоянием. Диафрагма устанавливается посредством магнитных колец разного диаметра. Lensbabies стоят около $150, выпускаются под все современные байонеты.

Двухлинзовые объективы

Художественную сокровище моноклю придает сферическая аберрация, но первые фотографы стремились уйти от пиктореализма к реалистической фотографии, в связи с чем расценивали эффект монокля как недочёт. Так показался перископ – симметричный объектив из двух линз-менисков, вогнутыми сторонами обращенных друг к другу. С технической точки зрения, перископ занимает промежуточное положение между пинхолом и современной оптикой.

Конструкция перископа разрешила снизить сферическую аберрацию, изображение стало более резким и реалистичным.

Основная обстоятельство применения в моноклях линз-менисков вместо собирающих линз – выпуклых с двух сторон – отсутствие хроматических аберраций, другими словами цветных окантовок на контрастных переходах, обусловленных отличием в фокусировке волн различной долги. Но вправду резкий объектив из двух менисков создать не удалось, что и продемонстрировал перископ. Дабы добиться лучшей резкости, было нужно отказаться от линз-менисков и возвратиться к собирающим, параллельно снизив эффект хроматических аберраций.

Ахромат является разновидностью монокля, в котором вместо мениска употребляется группа из замечательной собирающей линзы и менее замечательной рассеивающей (вогнутой с двух сторон, из стекла с меньшим коэффициентом преломления). В комиссионках время от времени видится недешевый (около $1000) монокль на базе клееной линзы-ахромата для форматных камер – Rodenstock Imagon. Пользоваться таким объективом сложно (множество воздействующих на итог условий и нюансов освещения), но рисунок его увлекателен и красив.

Апланаты и Планары

За редкими исключениями, ахроматы и перископы в чистом виде не видятся. Обстоятельство – в отсутствии настоящей резкости. Но их комбинации лежат в базе современной оптики.

Дабы соединить минимум сферических и хроматических аберраций, был создан апланат – симметричный объектив наподобие перископа, складывающийся из двух клееных линз-ахроматов. Апланаты видятся сейчас в разных комбинациях. Самый распространенной есть Планар – шестилинзовый симметричный апланат с двумя выпукло-вогнутыми линзами по краям.

Планар есть самым универсальным объективом – кроме того на открытых диафрагмах формирует резкое изображение, владея очень хорошим рисунком.

Лучшим считается рисунок объектива Zeiss Planar 80 mm/2.8 в двухобъективных камерах Rolleiflex. Такие камеры, благодаря непревзойденной оптике, производятся сейчас. Одна из основных составляющих качества их объектива – простота его конструкции.

По схеме Планара выполнены и фактически все современные SLR-объективы с фиксированным фокусным расстоянием 50-80 мм (так именуемые стандартные фикс-фокалы). Но их конструкция сложнее. Cамый несложный вариант – 7 линз в 6 группах, в то время, когда для повышения рабочего отрезка объектива добавлена хвостовая линза.

аккумуляторная объектив (Триплет, Triotar)

Триплет – несимметричный объектив, складывающийся из трех линз – собирающей, рассеивающей, задней собирающей. Диафрагма расположена перед задней линзой. Триплеты видятся в ранних моделях фотокамер Rolleiflex TLR, Zeiss Ikonta, Voigntlander Brilliant, отечественном фотоаппарате «Любитель», китайском Seagull 4A-105.

Они характеризуются очень высоким падением резкости на открытых диафрагмах (практически как монокли), но на закрытых (f/16, f/22) формируют прекрасный резкий рисунок, чем-то напоминающий пинхол.

Четырехлинзовый Tessar

Тессар – несимметричный объектив из четырех линз в трех группах. Это одна из самые популярных и универсальных схем ХХ века. Он является разновидностью триплета, в котором задний элемент – не несложная собирающая линза, а клееный ахромат.

Приемлемая детализация отмечается на f/8, большая – f/11, f/16. За счет высокой резкости такие объективы нужны при съемке пейзажей. На открытой диафрагме Тессар владеет низкой резкостью и открыто «мылит» по краям кадра, но заметно лучше триплета.

Появляется необычный «технический» рисунок Тессара, благодаря которому он ценится любителями ретросъемки.

Главным преимуществом считается, но, не рисунок, а компактность. Тессароподобным (с добавочным пятым «хвостовым» элементом) есть известный своей компактностью объектив-«блинчик» Pentax DA 40 mm f/2.8 Limited, приспособленный для применения с цифровыми зеркалками.

Пятилинзовый Heliar

Гелиар является триплетом с двумя клееными линзами – спереди и позади. С позиций резкости, Гелиар уступает собственному родственнику – Тессару. Рисунок германского Гелиара на открытой диафрагме считается конкретно лучшим для портретной съемки!

Действительно, камеры с таким объективом редки и имеют коллекционную сокровище. Довоенные дальномерки Bessa с непросветленным Гелиаром и форматом 6х9 см (съемка на стандартную 120-ю пленку) в полурабочем состоянии – 10-15 тысяч рублей, послевоенная Bessa II с просветленным Color-Heliar – около $1000.

Приблизительно в такую же сумму обойдется раздельно объектив для форматных камер – Color-Heliar либоApo-Lanthar. Последний, с прикладной точки зрения, воображает кроме того громадную сокровище: в нем сохранен неподражаемый рисунок Гелиара и скомпенсировано падение резкости по краям кадра.

Шестилинзовый Sonnar

Продолжение эволюционной линии Триплет-Тессар-Гелиар – шестилинзовый Зоннар, складывающийся из трех клееных групп линз. За редкими исключениями (Sonnar 150 mm/4 для Hasselblad – весьма резкий), такие объективы формируют мягкое, но достаточно детализованное изображение.

В портретной съемки полезной изюминкой Зоннара есть четкое отделение объекта, на котором сфокусирован объектив, от размытого фона и переднего плана. Зоннар с фокусным расстоянием 90-180 мм есть хорошей схемой портретника-телевика. «Перевернутый» Зоннар – стандартная схема широкоугольника. Для съемки пейзажей принципиально важно отсутствие больших искажений геометрии кадра для широкоугольной оптики, и равномерная резкость по всей области кадра.

Пример портретника и широкоугольника «в одном флаконе» – оптика незеркальной ЦФК Сони R1, где установлен зоннароподобный объектив с зумом. Его конструкция куда сложнее, чем у несложного Зоннара, но темперамент рисунка узнаваемый (мягкость, равномерная резкость, хорошая детализация).

microscope from photo lens микроскоп из фото объектива Chinon 55mm f/1.7 lens in M42


Интересно почитать:

Самые интересный результаты подобранные по Вашим интересам: