«Вера. надежда. манчьжурия…» — фотовыставка на остоженке

В Столичном Мультмедиа Арт музее открылась уникальная выставка с непривычно долгим заглавием – «Вера. Надежда. Маньчжурия.

Русские старообрядцы в фотографиях японского ученого Ямадзоэ Сабуро. 1938-1941 гг.» Выставка – как кусочек настоящей истории, в которой переплелись линии судьбы и разные дороги. Истории, в которой отразились события и люди одного страны на территории другого в понимании третьего. Истории, в то время, когда в определенный момент в одной географической точке сошлось совместно русское, китайское, японское…

Эта выставка фотографий приехала из Приморского национального объединённого музея имени В. К. Арсеньева и приурочена к выходу в 2012 году книги с таким же основательным заглавием – «Дни в Романовке. Японские фотографии, запечатлевшие русское старообрядческое село в Маньчжурии на пределе 1930-x — 1940 х годов». Издание подготовилось в рамках Программы «Первая публикация» фонда социальной помощи В. Потанина.

Фотографии говорят о русском старообрядческом селе, а правильнее – о его обитателях, ветхих и малых, каковые бежали в начале 1930-х гг. из советского Приморья от репрессий и коллективизации и осели далеко за границей СССР, в сердце Маньчжурии между городами Харбин и Муданьдзян. В том месте, вблизи линии Китайско-Восточной железной дороги в 1936-м они основали поселение, которому в память о русской императорской семье дали наименование Романовка и которое за пара лет превратилось в процветающую деревню. Как раз вследствие этого известностью и процветанием, перешагнувшей пределы Маньчжурии, Романовка попала в кадр.

«Вера. надежда. манчьжурия…» — фотовыставка на остоженкеСоломонида Кустова (Солонька) несёт воду с речки

Ямадзоэ Сабуро, биохимик из Японии, человек, что запечатлел русских старообрядцев на китайской почва, в числе вторых ученых из токийского Университета освоения территорий, был направлен в Романовку для изучения опыта успешного выживания русских в новых для них условиях. Для японцев это имело огромное значение: они планировали массовое переселение собственных крестьян в грамотного на территории Маньчжурии марионеточное государство Маньчжоу-го.

Со характерной данной нации добросовестностью и тщательностью ученые из Токио фиксировали подробности судьбы романовцев, разбирая собранную данные и систематизируя ее в особых изданиях для колонистов. Фотографии, каковые Ямадзоэ Сабуро печатал попутно, относятся к разряду любительских, но доброжелательность и непредвзятость фотографа, и симпатии к нему романовцев делают эти фотографии неповторимыми в документальном и просто людской замысле.

Не каждого чужака старообрядцы допускали в собственный узкий и закрытый мир с устоявшимся ритуалом судьбы, бытом и развлечениями. Не каждому они имели возможность улыбнуться и открыть себя.

Братанники (двоюродные братья). Петя (слева) и Ефим Гуськовы

Не обращая внимания на то, что в Романовку в те годы приезжали и опытные фотомастера, считается, что они не смогли так совершенно верно и полно продемонстрировать оттенки судьбы русских старообрядцев, как это сделал ученый-фотограф из Токио. На его снимках — девочка в валенках несет ведра с речной водой; сын и отец гнут полозья для саней; два забавных братанника – двоюродных брата: один – в застегнутом на одну пуговицу маловатом зипуне, второй ежится – он в долгой, русской, с поясом рубахе.

Ямадзоэ в один раз сфотографировал старообрядцев и в поле, с бороной. И дома, рядом с люлькой. На снегу, с пойманными тигрятами. В танце, рядом с сопкой. Тут имеется кроме того девушки, играющие в лапту.

И двое дам среди могильных крестов на заросшем высокой травой лугу – на чужой, а, может, уже ставшей родной почва, появлявшейся для кого-то из романовских единоверцев последней обителью.

Спустя практически шесть десятилетий по окончании съемки, при содействии другого японского ученого, известного Накамура Ёсикадзу, переведшего на японский «Слово о полку Игореве», эти фотографии были переданы во Владивосток, в музей, из которого они и приехали на данный момент в Москву. Любопытно, что сотрудники музея пара лет разыскивали изображённых на  фотографиях обитателей Романовки, будущее которой была поломана в 1945-м: по окончании прихода в Маньчжурию войск СССР солидную часть глав семейств арестовали и послали в лагеря.

Затем кто то возвратился за арестованными в  СССР, кто то отправился дальше и добрался до  Южной Америки, Австралии, США… Сотрудникам музея во Владивостоке удалось проследить судьбу всех, кого сфотографировал когда-то Ямадзоэ Сабуро – впредь до младенцев в люльках. Кое-какие из романовцев живы и сейчас.

Романовское кладбище. Агафья Феопентовна Калугина (слева) и Ирина Бодунова у могилы Елисея Калугина

Выставленные в МАММе фотографии дополняют «живые» предметы быта старообрядцев – сундуки, одежда романовцев, чётки, бусы, что делает выставку полноценной и разносторонней музейной экспозицией. Плюс ко всему организаторы предлагают визитёрам взглянуть документальный фильм о старообрядцах Приморья «В отыскивании рая» режиссёра И. Бахтиной, а кроме этого послушать лекции о столичном старообрядчестве.

Фотовыставка в таком музейном формате продлиться до 20 января. Правильный адрес: ул. Остоженка, д.16. режим работы: ежедневно, не считая понедельника с 12:00 до 21:00.

Цена билетов: взрослым – 300 руб., студентам – 150 руб., школьникам и пенсионерам – 50 руб., калекам безвозмездно. Телефон для справок: +7 (495) 637-11-00.

Подготовила Катерина Кудрявцева

господа юнкера


Интересно почитать:

Самые интересный результаты подобранные по Вашим интересам: