В очередной части собственного отзыва о поездке в Индию создатель поделится фотографиями достопримечательностей, занимательными историческими зарисовками, мыслями, посетившими его на протяжении поездки в города Агра, где стоит знак нескончаемой любви между двумя людьми – Тадж Махал.
Создатель: Михаил Шмаков
Следующий, четвертый сутки отечественного путешествия выдался пасмурным, время от времени накрапывал ливень. Только в Тадж-Махале солнце выглянуло ненадолго, разрешив сделать фотографии мавзолея на фоне голубого неба. Нам предстояло одолеть дорогу между Агрой и Джайпуром.
По карте, в случае если ехать по автостраде NH 11, это – всего, 241 километр, но из-за объездов и реконструкции дороги, путь отечественный растянулся на продолжительные шесть часов, и один шофер знает, на какое количество километров.
Но прежде, чем двинуться в путь, произошёл забавный курьез. Около автомобили меня отозвал в сторонку Аджай, лицо его украшала смущенная ухмылка.
— Понимаете, Михаил, мы это носим, как нижнее белье, — сообщил он, показывая на белую футболку с маленькими рукавами, которую я надел в тот сутки.
Тут нужно сделать отступление. Отечественный багаж, что уже нашелся, все никак не имел возможности догнать нас, а костюмный парк отечественный складывался из того, в чем мы прилетели и тех нескольких вещей, что приобрели в первоначальный сутки. Возможно было бы еще прибарахлиться, но для чего – багаж цел и вот-вот догонит нас.
Выкручивались тем, что имеется в наличии и стиркой, но вещи по таковой погоде сохнуть не очень желали: обе сорочки были мокрые, вот я и надел футболку.
Сами «отечественные» индусы наряжались в соответствии с своим эстетическим пристрастиями и в зависимости от температуры в салоне автомобиля – они нас заморозили(!): оба были в шерстяных штанах, на ногах носки и ботинки, под рубахой носили майки либо футболки, а шофер был еще и в вязаном жилете.
Кстати, эта футболка вынудила отечественного хорошего Аджая еще сильней подналечь на рычаги, приводящие в воздействие доставку отечественного багажа. Он внес предложение нам, посетить в Агре представление местного театра.
— В «храм искусств», в футболке?! Ни за что! — ответил я.
Забегу вперед и сообщу, чемоданы прибыли перед самым началом спектакля, а спектакль запомнился на долгое время. Это было танцевальное представление о любви императора Шаха Джихана и его жены Мумтаз Махал. Пребывав под свежим впечатлением истории данной четы, поведанной Аджаем, держа еще свежий архитектурный образ Тадж-Махала в голове, сидя у сцены (в классическом индийском танце огромное значение имеет жесты и мимика), видя любой каждое движение и жест рук глаз, мы растворились в действии, стали его участниками.
Возвратимся к дороге. В случае если представить треугольник с вершиной в Дели, то дорога между Агрой и Джайпуром – основание данной фигуры. Мы двигались с запада на восток, еще больше удаляясь от океана в сторону реки Ганг и Гималаев.
Километров через 50-70 изменился рельеф, превратившись в равнины, а окружающий пейзаж стал более провинциальным, в случае если само собой разумеется, по большому счету применимо такое понятие в Индии. Автомастерские, расположенные на протяжении дороги, заменили мастерские по резке камня. Изделия, а это, по большей части, мифические фигуры и различные божества из местного эпоса, были выставлены на протяжении обочины и ожидали собственного клиента.
Фото 1. Поездка к Тадж-Махалу. В мастерских по резке камня по пути город Агра
Все чаще, в потоке автомобилей, начали появляться гужевые повозки на различной тяге: лошади, ишаки, верблюды.
Фотография 2. Путешествие в Агру. Наездник
А на подъезде к Агре, в прямой видимости Фатехпур Сикри, мы встретили караван верблюдов. Занимая практически всю ширину дороги, он неспешно двигался в сторону Агры. Погонщик — черноволосый, большой, в классической, для севера Индии, одежде, шел в первых рядах и, мне показалось, чему-то радовался.
В юбилейной статье Блогу 2 года на фотографии №15 размещена прекраснейшая фотография Михаила с стадом и философским погонщиком верблюдов. Считаю, что это фото — одно из лучших у него! |
Я не весьма обожаю дергать водителей нередкими просьбами остановиться пофотографировать, сам восемь лет «извозил» в Москве, но тут устоять не имел возможности, тем более, что с дороги раскрывался вид на мертвый город Фатехпур Сикри (Fatehpur Sikri).
Фотография 3. Вид на Фатехпур Сикри с дороги. Отчет о поездке в Агру.
Со постройкой Фатехпур Сикри и переносом ко мне столицы империи Моголов из Агры (не смотря на то, что, вернее будет заявить, что Фатехпур Сикри дробил столичные функции) связана легенда о прекрасном рождении наследника императора Акбара I.
Дожив до двадцати семи лет, пребывав на пике личной славы (постоянные победы над неприятелями и политические реформы усиливали власть и расширяли владения Империи), Акбар грезил лишь об одном — о наследнике. Царские жены были красивы, умны и прекрасны, но с рождением наследника не торопились.
Прослышав от приближенных, что неподалеку от Агры, всего в километрах сорока, в деревушке Сикри живет суфийский проповедник Салим Чишти, Акбар отправляется к нему за благословением под видом несложного паломника. Салим благословил и предсказал рождение сыновей и без того же предсказал запустение новой столицы. Рождение наследника Джахангира во второй половине 60-ых годов шестнадцатого века, так обрадовало императора, что, забыв о предсказании, из жажды быть ближе к святому проповеднику, Акбар I закладывает новую столицу.
На бугре рядом с деревушкой Сикри возводят дворец и обносят стеной, а по окончании успешного похода на Гуджарат, к заглавию Сикри (по деревушке) додают слово Фатехпур – Город побед.
В течение 15-ти лет город строят лучшие архитекторы, украшают резчики камня и блестящие художники, воплощая в судьбу идеи разносторонне образованного и владевшего художественным вкусом императора. В 1585 году по политическим мотивам столица переносится в Лакхнау, а с отъездом двора город приходит в упадок и неспешно его оставляют обитатели. Так сбылось и второе предсказания Салима Чишти.
Фото 4. Ворота в Фатехпур Сикри. Отчет о поездке из Джайпура в Агру. Экскурсии по Золотому треугольнику Индии.
В закинутый город ведет пологая дорога, застеленная асфальтом. Мимо руин из красного песчаника, каких-то казарм и складов шестнадцатого века, через такие же древние арки ворот, мы поднимались вверх ко дворцу. Первый внутренний двор — с английским газоном и кустами в центре, по периметру окруженный дворцовыми покоями.
Фотография 5. Поездка из Джайпура в Агру. Первый внутренний двор
Это – Диван-и-Ам, приемная подданных. Тут же вершился суд. Внимание завлекает громадный камень на газоне – лобное место, как пояснил Аджай, камень – плаха, а вместо топора нога слона.
Фото 6. Путешествие из Джайпура в город Агра, где находится Тадж Махал. Лобное место
Следующий двор – Даулат-Хана либо Обитель Судьбы. Архитектурный комплекс, складывающийся из множества строений, с главным над ним пятиэтажным дворцом Панч-Махал. Пять этажей «ловца ветров», так его еще именуют, расположены уступами приятель над втором и поддерживаются множеством узких резных колонн.
Справа от дворца — Диван-и-Хас, приемная знати — двухэтажное строение с отполированной прикосновениями множества рук колонной. Она находится в центре павильона и это -единственная опора, удерживающая круглую платформу, на которой стоял трон императора. Как и с Металлической колонной в Дели, так и с данной колонной связано поверье: в случае если хватит длины рук для объятия, то будет тебе исполнение и счастье жажд.
Кроме этого стоит отдельного упоминания сокровищница императора. Строение с просторными помещениями, тайниками и мощными стенами в нишах этих стен. Кстати, крепостью, где по сюжету рассказа Конан Дойля «Символ четырех», богатый раджа прячет сундук с сокровищами, есть как раз Фатехпур Сикри, а не Красный форт Агры, как принято вычислять.
В левой части внутреннего двора расположены индивидуальные покои императора – Хвабгах (Обитель либо Помещение Снов), ложе Акбара расположено на высокой платформе. По одной версии, помещение наполнялась водой из-за безопасности, а по второй, император Акбар был невысокого роста, из этого и рвение располагать ложе и трон на высоких постаментах. В помещениях, примыкающих к личным покоям, размещалась широкая библиотека, насчитывающая более 25 тысяч томов.
Рядом с личными покоями расположен павильон Ануп Талао, место водных релаксации и процедур, и так называемый «дворец турецкой султанши».
Фотография 7. Туры в Индию. Отзыв туриста из Москвы о поездке по Золотому треугольнику. Второй двор.
Фото 8. Путешествие из Джайпура в Агру. Дворец
Пройдя через дворец Панч-Махал, мы попадаем в зенану (занана) — женскую половину дворца. Считается, что жены императора были различных национальностей и вероисповеданий, это и обусловило особенность отделки стен и резных панелей: тут возможно заметить и звезду Давида, и орнамент, включающий в себя птиц и изображения животных.
Фотография 9. Отдых в Индии. Экскурсии по Золотому треугольнику. Отделка в зенане — женской половине дворца
Фото 10. Поездка в Индию. Тут размешался гарем
Фото 11. Тур из Джайпура в Агру на машине. Неспециализированный вид второго двора «Диван-и-Хас», и в левом углу — сокровищница.
Все постройки дворца выполнены из красного песчаника в привычной манере смешения могольского и раджпутского стилей: узкие колоны, карнизы, купола, балюстрады и ажурные пилоны.
По окончании переезда двора в новую столицу, дворец пришел в запустение и погибал. Во времена английского правления, британскими реставраторами была проделана грандиозная работа по сохранению и восстановлению этого монумента могольского могущества.
В каком бы сохранном виде не прибывал дворец, но дух забвения витал над ним. По ассоциации, в голове всплывал образ Дворца Екатерины II в столичном Царицыно финиша 70-х — начала 80-х годов прошлого века. Действительно, столичный ни при каких обстоятельствах не был достроен.
Быть может, такому настроению содействовала погода: мокрый липкий воздушное пространство и низко весящее свинцовое небо. С другим настроением и в окружении совсем второй ауры мы заметили Тадж-Махал.
До Агры — практически сорок километров, мы их проехали по ветхой императорской дороге, отмеченной редкими, сохранившимися со времен Акбара, верстовыми столбами.
Тадж-Махал в один момент являет собой знак любви и безотносительный архитектурный шедевр эры Моголов.
Фото 12. Отзывы туристов о поездке по Золотому треугольнику. Самая известная достопримечательность Индии.
Величественный Тадж-Махал.
По окончании смерти на протяжении четырнадцатых родов любимой жены Мумтаз-Махал, потомок Тамерлана, внук Акбара Великого, падишах Империи Моголов Шах-Джахан повелел в память о ней возвести мавзолей на берегу Ямуны. Строительство самого мавзолея заняло практически десять лет: с 1632 по 1643 годы. Остальные же подробности архитектурного комплекса, являющие собой вместе с мавзолеем, чудо симметрии (минареты, мечеть, главные ворота и гостевой дом), строились еще десять лет и закончены были в первой половине 50-ых годов XVII века.
Предания гласят: падишах так был поглощен идеей строительства, что закинул все национальные дела, и это, в конечном итоге, стало причиной отстранению его от власти сыном, Аурангзебом, и заточению в Красном форте Агры. Вторая легенда повествует о том, что еще при жизни, Мумтаз-Махал была основной советчицей в национальных делах и хранительницей царской печати. Это — легенды, прекрасные, додающие дополнительный трагизм в историю данной необычной супружеской преданности, являются вдохновением для живописцев, артистов и писателей.
В действительности, еще во второй половине 40-ых годов семнадцатого века, на пике собственного могущества Шах-Джахан перенес собственную столицу в Дели, а дворцовый переворот и междоусобица случился из-за слухов о его смерти и болезни во второй половине 50-ых годов XVII века. Заточен он был в Красном форте Дели, по слухам, в сокровищнице. Умер в 1666 году, был перевезен в Агру и захоронен в Тадж-Махале, рядом с Мумтаз.
Для постройки храма было привлечено двадцать рабочих и тысяч мастеров из различных регионов Индии, а редкие эксперты (каллиграфы, резчики камня, скульпторы, мастера инкрустации) приглашены из Персии, Бухары, Белуджистана и Сирии. География материалов, использованных для постройки и отделки, так же широка: белый полупрозрачный мрамор из Макраны (северо-запад Раджастхана), яшма из Пенджаба, бирюза из Тибета, сапфиры с Шри Ланки, жад из Китая.
Всего в отделке стен было использовано двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней. Соглашусь, рассматривая Тадж-Махал на фотографиях, был неизменно уверен, что цитаты и орнамент из Корана, украшающие стенки мавзолея – роспись краской либо мозаика. Представьте мое удивление – это инкрустация драгоценными и полудрагоценными камнями по мрамору.
Фотография 13. Комплекс мавзолея Тадж Махал находится в городе Агра. Отчет о поездке по Золотому треугольнику Индии.
Фото 14. Мавзолей-мечеть Тадж Махал в городе Агра. Отзывы туристов об отдыхе в Индии
Потомки мастеров, выполнивших эту необычную работу, до сих пор живут в Агре, и создают произведения искусства, строго храня и передавая по наследству секреты мастерства.
Фото 15. Древние ремесла до сих пор живы в Индии. Поездка на экскурсию в Агру.
Раз уж зашла обращение о признаниях, сделаю еще одно, личное. Пройдя на входе в Тадж-Махал рамки металлоискателей и раздражающий досмотр, сдав все вещи и извлёкши все из карманов (впредь до жвачки), терпеливо растолковав охраннику, что наличие телеобъектива в кофре, совсем не показывает на меня, как на телеоператора, протолкнувшись через толпу туристов в арке основных ворот, я заметил прямо перед собой, это беломраморное чудо – ком подкатил к горлу, а глаза намокли.
Нам повезло с погодой. Верно был выбран сентябрь для поездки: со стилобата, на котором возвышался мавзолей, раскрывался вид на полноводную Ямуну, повезло с погодой – иногда расчищалось небо и выглядывающее солнце придавало теплый желтоватый оттенок мрамору усыпальницы. Повезло заметить Тадж-Махал в год двадцатипятилетнего юбилея отечественного брака.
Фотография 16. Вид на реку Джамна (Ямуна) в Агре. Отчет об экскурсии к мавзолею Тадж Махал.
Таким же прекрасным и радостным выяснилось и завершение первого дня в Агре. Как уже писал, наконец-то случилось отечественное воссоединение с блудным багажом. Радость не смогло омрачить да и то, что замки одного из чемоданов были сломаны, а какая-то часть вещей, по мелочи, испарилась.
Вечером, в местном театре Калакрити (KalakritiCultural ConventionCenter) по окончании прекрасного ужина из блюд местной кухни (в течении всей поездки, выбирая блюда по совету Аджая, мы знакомились с настоящей индийской кухней), мы с замиранием сердца сопереживали храбрецам танцевального спектакля.
Эти двое дней в Агре мы ночевали в гостинице Pushp Villa 3*. Хороший, фактически новый, с просторными (нам достался угловой, громадный, с какой-то ломаной конфигурацией стен) номерами отель. При выборе отеля из перечня, в Москве, нас подкупил крутящийся ресторан с видом и панорамными окнами на Тадж–Махал. Рекламный трюк.
Тадж, само собой разумеется видно, но до него полтора километра, а отель не очень большой – всего пять этажей.
Второй сутки в Агре не порадовал погодой, начавшийся еще с вечера дождик, иногда припускался ливневым дождем днем, по окончании чего небо расчищалось от туч, и выглядывало солнце. В Красном форте Агры нас два раза накрыло потоком воды с неба. Первый раз мы пересидели стихию в машине, а второй заход потопа, было нужно пережидать под сводами казематов крепости.
Для тех, кто не был ни при каких обстоятельствах в Индии, попытаюсь передать собственные ощущения от климата сентября: сидя в охлажденной кондиционером машине, и глядя за окно на низкое, пасмурное небо, нечайно в голову приходили мысли об осени, но стоило лишь выбраться из автомобиля, ассоциации с столичной погодой рушились: при температуре 33–35 градусов в тени, практически 100%-ая влажность, капли дождя не охлаждают, с неба льет поток тёплой воды, а нежданно выглянувшее солнце, прижигает неприкрытую шляпой лысину.
Фото 17. Отчеты об экскурсии по Золотому треугольнику. Ливневой дождь у ворот Красного Форта в Агре
Фотография 18. Отечественный отдых в Индии. Дождик
Фото 19. Поездка в Индию. Отчеты туристов из Москвы. Непогода
На окраине Агры, выше по течению Ямуны, в районе Сикандра, в огромном парке, расположен комплекс мавзолеев. Тут покоится прах падишаха Империи Моголов, самого почитаемого из мусульманских правителей Индии – Акбара Великого. Рядом, в этом же парке, находится «небольшой Тадж-Махал» — усыпальница Итимад-Уд-Даула, в которой захоронен Мирза Гийас-Бега — папа основной жены Джахангира, наследника Акбара Великого, он же — дедушка Мумтаз-Махал.
Фотография 20. Поездка по Золотому треугольнику Индии. Усыпальница Итимад-Уд-Даула в Агре
Фото 21. Отчеты об экскурсии в Агру. Ворота Великолепия
Строительство собственной усыпальницы Акбар Великий (1542 – 1605) начал за пять лет до собственной смерти, и он же выбрал место строительства, а его сын Джахангир закончил ее в 1613 году. Целый комплекс двух мемориалов и парка в 48 гектаров обнесен крепостной стеной с четырьмя воротами, но лишь одни настоящие: Ворота Великолепия. Они выполнены в виде мечети с четырьмя минаретами из белого мрамора.
Сходу за ним раскрывается вид на широкую, мощеную красным песчаником дорогу, ведущую к мавзолею Акбара — прекрасному пятиэтажному дворцу, украшенному башенками с зонтичными куполами. купола и Верхний ярус мавзолея выполнены в мраморе. В открытом дворе усыпальницы выставлен символический саркофаг падишаха, в действительности гробница Акбара и его двух жен находится в катакомбах, куда ведет узкий коридор.
Фотография 22. Туры в Индию. Отделка стен гробницы
Мощеная дорога к мавзолею и стоящим по сторонам света воротам возвышается над землёй парка, помогая естественным ограждениям для пасущихся тут антилоп с витыми рожками.
Фотография 23. Поездка в Индию. Антилопы в парке у гробницы Акбара.
Фото 24. Стоит ли ехать на экскурсию по Золотому кольцу. Вездесущие мартышки
Мартышкам же, преград не существует, как и бессчётным сворам зеленых попугайчиков, оккупировавших деревья щели и парка в кладке мавзолея и ворот.
Фотография 25. Туры в Индию. Поездка в Агру из Джайпура. И три радостных попугая
На этом шестую часть отзыва о путешествии по Индии заканчиваю. В следующей главе покажу фотографии еще одной известной достопримечательности данной страны – Красного форта (Red Fort).
1. Начало рассказов о поездках в Индию. В первоначальный раз мы отправились на узнаваемый индийский курорт – штат Гоа. | 2. Во второй главе возможно почитать и взглянуть фотографии другого легендарного среди россиян курорта – штата Керала. | ||
3. В третьей части отзыва – продолжение рассказов о достопримечательностях Кералы: рыбаки, храмы и все то, что нас восхитило. | 4. В четвертый раз Михаил отправился в Индию по Золотому треугольнику. Отзыв о посещении старого Дели. | ||
2. На протяжении поездки дикарем в Индию в ноябре 2015 мы с женой посетили город Варанаси. Начало отчета в 3-х частях о прогулках по древним улочкам этого города. Какие конкретно впечатления испытываешь, появлявшись тут. | 1. Начало отчета о поездке за рулем по Шри-Ланке, стране, во многом похожей и отличающейся от Индии. |
Тадж Махал. Документальный фильм
Интересно почитать:
- 6. Как мы карабкались на смотровую площадку khao daeng viewpoint
- 10. Кемер. отдых в поселке чиралы
- 4. Деревня wulingyuan (улинъюань) у входа в национальный парк чжанцзяцзе
- Зеркальный фотоаппарат nikon d5300 kit 18-140 vr и примеры фотографий с него
- 11. Деревня ma’an в туристическом районе chengyang. продолжение прогулки
Самые интересный результаты подобранные по Вашим интересам:
-
10. Достопримечательности города майсур. отдых в индии
В предыдущей части отчета Михаил Шмаков (fotki.yandex.ru/users/shmakov-misha2012) начал серию рассказов о поездках на экскурсии в города индийского штата…
-
4. И снова в индию. путешествие налегке. золотой треугольник. часть 1 — дели
В прошедшем сезоне Михаил, давешний читатель блога, поделился собственными отчетами о поездке в отпуск в Индию. С первого раза он влюбился в эту…
-
В предыдущей главе Михаил продемонстрировал фотографии и поведал о собственных ощущениях от знакомства со столицей Индии – городом Дели. Мы заметили…
-
Приблизительно раз в неделю на форуме иллюстраторов кто-нибудь задаёт вопросы, что же делать с открытыми дорогами. Не обращая внимания на то, что…
-
Работа с путями (path) в photoshop (часть 2) — приемы, урок, инструмент перо, выделение контура
(перейти к первой части статьи) Оглавление Часть 1 Предисловие Что такое путь, либо мало теории Инструменты Adobe Photoshop для работы с дорогами Учитесь…
-
6 Мифов. заметки организатора.
Стереотипное мышление. И наподобие, мы не виноваты в нем, поскольку мозг человека впитывает данные тоннами и из этих куч мусора в отечественной голове…