Освещение в фотографии — основы работы со светом

Освещение в фотографии — основы работы со светом

Освещение занимает важное место в фотоcъемке. Оно может оживить фотографию, добавив увлекательные эффекты, впечатляющие тени и силуэты, но при неправильном его применении на снимке окажутся отражения и нежелательные блики.

Это управление написано для ознакомления новичков с одним из наиболее значимых качеств в фотографии – освещением. Управление складывается из 3 частей. В первой рассказывается о твёрдом и мягком свете, во второй речь заходит об неестественном и естественном освещении, а в третьей – об глубине резкости и интенсивности света.

Часть 1: твёрдый и мягкий свет

В этом разделе рассматривается фундаментальный вопрос о разнице между съемкой с твёрдым и мягким светом.

Твёрдый свет формирует четко определенные, чёрные тени и, в большинстве случаев, происходит от одного источника, что, в большинстве случаев, имеет маленькой размер либо находится весьма на большом растоянии. Одновременно с этим мягкий свет формирует мягкие тени, либо не формирует их по большому счету. Таковой свет имеет пара источников, рассеивается либо отражается от разных поверхностей, падая на объект съемки под различными углами.

В условиях естественного освещения твёрдый свет возможно замечать в безоблачный сутки, в то время, когда солнце находится высоко над горизонтом. Начинающим фотопортретистам направляться избегать съемки сцен с таким освещением. А вот облачность, туман, либо кроме того промышленное загрязнение воздуха создают мягкое освещение, потому, что солнечный свет частично отражается и рассеивается на своем пути.

Нужно запомнить, что размер источника света обратно пропорционален его жесткости. Так, чем меньше источник света, тем тверже продуцируемое им освещение.

Мягкий свет возможно кроме этого создавать самостоятельно, применяя отражатели и рассеиватели:
— Рассеиватели. Тучи являются примером природного рассеивателя. Для неестественного рассеивания света подойдет любой полупрозрачный материал.

Так, смогут употребляться особые шторки на вспышках либо кроме того простая белая ткань между объектом съёмки и источником света. Основное – верно подобрать степень прозрачности материала и силу светового импульса (в случае если съемка ведется с применением неестественных источников света).
— Отражатели. Отражение света, по сути, формирует еще один его источник. Фотограф может руководить его углом и направлением падения на объект съемки. Кроме опытных отражателей для этих целей возможно применять простые листы бумаги.

Отражать возможно как естественный, так и неестественный свет.

Оба типа света имеют недостатки и свои преимущества. Твёрдый свет возможно использован для изображений с высокой контрастностью чтобы выделить текстуры и формы. Кроме этого он оптимален для увеличения 3D результата, добавления изображению драматических эффектов и объёма.

Однако с твёрдым светом достаточно тяжело трудиться и он, в большинстве случаев, считается негодными для многих (если не большинства) обстановок, в особенности съемки людей.
Мягкий свет, наоборот, формирует ровное освещение, которое лучше отображает формы и цвета предметов. Конечно, выбор типа света зависит от жанра съемки, желаемого эффекта и субъекта, но мягкий свет, в большинстве случаев, предпочтительней и это, непременно, самый оптимальный и надёжный вариант для начинающих.

Часть 2: неестественный и естественный свет

Разумеется, что к естественному освещению относится прямой солнечный свет либо простое дневное освещение, к примеру, в помещении. А в роли источников неестественного света смогут выступать всевозможные люминесцентные лампы в разных бытовых либо промышленных устройствах.

Естественный свет

Естественный свет менее контролируемый и существенно зависит от многих условий, таких как время суток, географическое положение и погода. Он не требует применения какого-либо дополнительного оборудования, не смотря на то, что, само собой разумеется, возможно применить все те же отражатели и рассеиватели. Вопрос выбора между применением естественного либо неестественного света, разумеется, более актуален для портретной либо предметной фотографии.

При с пейзажной либо съемкой дикой природы выбор фотографа, в большинстве случаев, ограничивается естественным освещением.

Среди факторов, воздействующих на темперамент естественного света, необходимо подчеркнуть следующие:
— Погода. Как уже говорилось ранее, облачная погода во многих случаях считается фотографами более предпочтительной, потому, что пасмурное небо формирует мягкий свет. Но облачность далеко не всегда является идеально равномерной, а ее плотность также бывает разнообразной. Это необходимо принимать в расчет, потому, что от этого зависит интенсивность света.

А такие природные феномены, как ураганы, штормы либо кроме того простой туман также стоит попытаться применять с пользой для снимка: тёмное небо придаст ему драматичности, а рассеянный в тумане свет придаст пейзажу чувство глубины и улучшит возможность.

— Время суток. В большинстве случаев более мягкие условия освещения возможно взять рано утром либо поздно вечером. Помимо этого, сейчас свет теплее.

закат и Восход солнца довольно часто считаются совершенным временем портретов и съёмки пейзажей. Но в течение этого времени дней условия освещения изменяются весьма скоро как в плане интенсивности, так и в плане цвета. С одной стороны, это разрешает за маленький временной отрезок взять серию разнообразных снимков, но с другой – существует риск потерять воистину совершенный момент.

На протяжении заката и восхода солнца тени меняют форму и свою интенсивность. Так, на закате тени удлиняются и становятся менее интенсивными, утром же все напротив.
— Расположение. Существует закономерность, в соответствии с которой чем дальше вы находитесь от экватора, тем продолжительнее вы имеете возможность замечать закат и восход солнца. Так, мягкие условия утреннего либо вечернего освещения продолжаются значительно продолжительнее в таких областях и, напротив, проходят значительно стремительнее в близи к экватору.
— Загрязнение воздуха. Подобно пару в облаках и тумане частицы индустриальных загрязнений воздуха рассеивают лучи света, делая его менее интенсивным и более мягким.

Неестественный свет

При работе с неестественным светом фотограф сталкивается с этими же проблемами, как и при съемке в условиях естественного освещения. Но в этом случае он имеет полный контроль над источниками света, их числом, размещением, углом, жёсткостью и яркостью. Также, различные источники неестественного света имеют различную цветовою температуру.

Так, к примеру, галогенные лампы холоднее и создают свет, что имеет светло синий оттенок, тогда как вольфрамовые светятся с красноватым оттенком. Все эти нюансы нужно учитывать и держать под контролем для получения желаемого результата.

В то время, когда дело доходит до манипулирования и управления светом, имеется множество вариантов, в зависимости от того, имеете вы дело с неестественным, естественным, мягким либо твёрдым светом. Все это сводится к пониманию, как финальное изображение зависит от условий освещения, его управления и подбора им, и регулировки настроек камеры (в частности, баланса белого) и предстоящей обработки фотографии в графических редакторах.

Часть 3: глубина резкости и интенсивность света

В последнем разделе поболтаем о значимости интенсивности света и том, что новички должны знать об этом.

При съемке камере требуется определенное количество света, дабы зафиксировать изображение на матрице. Количество фиксируемого на датчике света определяется тремя параметрами: ISO (чувствительностью матрицы), выдержкой и диафрагмой объектива (скоростью спуска затвора камеры).

Фотосъемка может вестись в разных условиях. К примеру, солнечный сутки для съемки пейзажа может показаться новичку совершенными условиями, но, при таком освещении высокая интенсивность света содействует ухудшению уровня и повышению контраста детализации. Одновременно с этим рассеянный свет и пасмурная погода, как мы не забываем, окажут помощь нивелировать эти недочёты, улучшая точность цветопередачи, разглаживая градиенты, смягчая тени и сохраняя текстуру предметов.

Но интенсивность рассеянного света ниже и при съемке пейзажа в условиях недостаточной освещенности требуется долгая выдержка и/либо более высокое значение ISO.

ISO

Как уже говорилось выше, ISO – это уровень светочувствительности матрицы цифровой камеры. В большинстве современных фотоаппаратов он колеблется в диапазоне 100-12800 единиц. Чем выше данный показатель, тем чувствительнее матрица к свету, что разрешает делать снимки в чёрных условиях. Но полученная на высоких ISO картина отличается повышенным уровнем шума, нежелательной зернистостью с одновременным понижением детализации.

Понижение параметра ISO обеспечит более качественное изображение, но и потребует больше света, недостачу которого нужно будет компенсировать повышением выдержки.

Размер матрицы камеры играется в этом замысле решающую роль: чем больше датчик, тем меньше шума он создаёт и, следовательно, приобретаемые с его помощью снимки являются более качественными. Но одновременно с этим цена камер с этими матрицами будет существенно выше.

Рекомендуем статью по данной теме: Светочувствительность – ISO в фотографии.

Выдержка

В момент фотосъемки раскрывается затвор, расположенный перед матрицей, тем самым пропуская на нее нужное количество света. Чем больше время спуска затвора, тем больше света будет зафиксировано матрицей. При съемке движущихся объектов, нужна высокая скорость работы затвора чтобы «заморозить» объект в его перемещении. Одновременно с этим долгие выдержки нужны ночью, в то время, когда камере требуется больше света, дабы создать изображение.

Долгой выдержкой возможно компенсировать светочувствительность, сохраняя ее в пределах допустимого уровня шумов. Для дополнительной стабилизации камеры в таких случаях понадобится штатив.

Вы имеете возможность более детально ознакомиться с материалом, прочтя статью Что такое выдержка в фотоаппарате.

Диафрагма

Апертура – это отверстие в объективе, через которое свет поступает на матрицу камеры. Размер апертуры регулируется особым устройством, именуемым диафрагмой. Конечно, чем больше диаметр этого отверстия, тем больше света поступает на матрицу за определенный временной отрезок и напротив. Настройки диафрагмы отображаются в виде значений F/. Так, маленькие значения (к примеру, от F/1.0 до F/3.5) показывают на большие параметры диаметра относительного отверстия.

При таком открытии диафрагмы на матрицу поступает громаднейшее количество света. А значение F/22 говорит о закрытой апертуре и ограниченном световом потоке, проходящем через объектив. Диапазон настройки диафрагмы в различных объективах может различаться.

Как раз диафрагмой контролируется глубина резкости – расстояние между самой ближней и самой дальней точками, попадающими в плоскость фокуса. Чем больше диаметр отверстия, тем меньше глубина резкости.

Прочесть что такое диафрагма и как она трудится возможно в данной статье.

Непроизвольный режим

В всецело автоматическом режиме, сочетание диафрагмы, выдержки и ISO выбирается самой камерой на базе ее восприятия самые подходящих настроек для конкретного момента съемки. Во многих случаях это дает приличные результаты, но умелые фотографы делают потрясающие снимки только с применением ручных настроек камеры. Однако для новичков данный режим во многих случаях будет очень нужным, оставляя время и возможность сконцентрироваться на вторых качествах съемки.

Ручное управление камерой

В зависимости от текущих требований к съемке, возможно применять разные режимы управления камерой. Самый распространенными являются режимы съемки с приоритетом выдержки, приоритетом диафрагмы, и всецело ручной режим (для более умелых фотографов). В каждом из них значение ISO возможно кроме этого устанавливать вручную, либо же оставлять в автоматическом режиме.

В режиме приоритета диафрагмы фотограф предустанавливает значение апертуры, к примеру, для контроля над глубиной резкости, а камера рассчитывает оптимальную длину выдержки. В большинстве случаев, это предпочтительный вариант для съемки пейзажей (с закрытой диафрагмой) и портретов (с открытой).

В режиме приоритета выдержки вручную устанавливается скорость затвора в то время, как остальные параметры подбирает автоматика камеры. К применению этого режима прибегают, к примеру, при съемке спортивных событий (серьёзна маленькая выдержка чтобы запечатлеть спортсменов в движении) либо при ночной фотосъемки (нужна сверхдлинная выдержка для большого улавливания света).

В всецело ручном режиме умелый фотограф, осознающий влияние тех либо иных параметров съемки и их связь, приобретает безотносительный контроль над процессом съемки.

Ну а о том, какие конкретно бывают режимы съемки фотоаппарата, возможно ознакомиться тут.

Уроки фотографии. Съемка в студии. Выпуск 2 — Базы: виды освещения


Интересно почитать:

Самые интересный результаты подобранные по Вашим интересам: