8. Индия. мумбаи. по следам главного героя романа «шантарам»

8. Индия. мумбаи. по следам главного героя романа «шантарам»

Полгода года назад я внес предложение Михаилу (псевдоним Shmakov.Misha2012 на Яндекс-Фото) опубликовать отчет с рассказом о его поездках в Индию. Тогда я не воображал, во что это выльется: в серию увлекательнейших рассказов о приключениях его жены и автора в данной восхитительной, таинственной, пряной восточной стране. Сейчас публикую очередную главу отзыва об Индии.

И, в случае если раньше я сказал Михаилу, что рад тому, что он дал согласие опубликовать собственный рассказ у меня на сайте, то за сегодняшнее повествование – низко кланяюсь и говорю: «Я горжусь, Миша, что могу первым напечатать это ПРОИЗВЕДЕНИЕ».

Создатель:  Shmakov.Misha2012

Взор скользит по карте мира, перескакивая через океаны, задерживаясь на континентах. Прейдет скоро — новый 2014 год, а в том месте и отпуск в феврале. Проходя мимо, все чаще останавливаюсь у висящей на стене огромной карты мира.

Умные картографы составляют карту так, что родная страна норовит занять место по центру (не только отечественные, в случае если посмотреть на карту, составленную для Южной Африки, то мыс Хорошей Надежды будет в верхней части схемы). Большое количество превосходных мест в Российской Федерации, но имеется одно досадное событие – климат.

Фото 1. Карта с отметкой государств, где побывал на отдыхе создатель отчета о путешествии по Индии.

Побывав в 2013 году в Шри-Ланке и в Малайзии, 2014-й планировали, как год Европы, но зимний отпуск волей-неволей заставлял искать теплое местечко ниже тридцатой широты. Выбор тут огромен, но глаза настойчиво останавливаются на Индии.

Имеется у меня мечта: посетить два заветных города в Индии — Амритсар и Варанаси.

Варанаси – Рим Индусов. Ветшайший город в мире, еще его именуют городом мертвых. Считается, что в случае если погиб тут, то освободишься от круговорота судеб (мокша).

Амритсар – священный город сикхов, выросший около одноименного священного пруда с Золотым храмом (Хармандир-Сахиб) среди него.

Ежегодно планирую. И ежегодно не складывается. Вот и по сей день… Амритсар – север Индии, зимний период в том месте холодно.

В Варанаси (штат Уттар-Прадеш) погода приемлемая, но куда деться еще на 15 дней, на какое море ехать. Географически ближе Восточное побережье Индии. Ченнаи? Калькутта?

  Совсем неизведанные нами места.

Рассматривая карту, в мыслях поднимаюсь по береговой линии Аравийского моря, от Каньякумари через Тривандрум и Кочин (Коччи) к Гокарне и выше – к Панаджи, еще выше – Мумбаи.

Ответ приходит само собой – едем в Мумбаи. Из-за чего? Ни я, ни моя супруга аргументировать это решение не можем. Роман «Шантарам» еще не просматривали, фильм «Миллионер из трущоб» не наблюдали. Перелетая в сентябре 2012 года из Дели в Тривандрум отечественный самолет садился в Мумбаи для подсадки пассажиров.

Панорама города, причудливо расположенного практически в океане, завораживала.

Выбрав Мумбаи отправной точкой путешествия по Индии, предстояло определиться с пунктами предстоящего маршрута. Логичней и прагматичней было бы выбрать соседний штат – Гоа. Такое, лежащее на поверхности, ответ казалось пресным.

Но, воспоминания о первом знакомстве с Индией послужили толчком к ответу: отдыхая на Гоа в феврале 2012 года, мы ездили в соседний штат Карнатака на экскурсию в города Гокарна и Мурдешвар – интересные места.

Мурдешвар. Не считая впечатления от грандиозного храмового комплекса, посвященного всевышнему Шиве, в памяти всплывали пыльная рыболовная деревня, вереницы автобусов и грязный пляж с туристами — не лучшее место для пляжного отдыха.  Но больше смущало второе: скука.

Чем себя занять 14 дней? Храмовый комплекс — единственная тут достопримечательность.

Другое дело — Гокарна, место явления Шивы, город храмов и населяющих его браминов. Заманчиво было бы тут пожить, окунутся в воздух святого места, понаблюдать за бытом и ритуалами, стать участниками и свидетелями великой ночи – и празднования Шивы. Дополнительное преимущество в этом выборе было то, что около города, на различном удалении, расположены пять пляжей – при жажде уединения и тишины имеется из чего выбирать.

Пляжи, действительно, лишены привычного по Турции и Египту для инфраструктуры и наших туристов комфорта, но нас это не пугало (пляжный зонт мы повезли с собой).

Выбрав для путешествия Мумбаи и Гокарну, возможно было бы и остановится, сообщить: «Достаточно»! Но я, как жадный раджа из мультика, все твердил: «Еще! Еще!» Вот эта моя жадность до впечатлений добавила в маршрут города: Бангалор, Хассан и Майсур.

Итак, решение принято, окончательный маршрут путешествия выглядит следующим образом:

  • Перелет Домодедово – аэропорт Хамад (г. Доха, Эмират Катар).
  • Перелет из Дохи в а/п Чатрапати Шиваджи (г. Мумбаи, Индия). Две ночи проводим тут.
  • Перелет в Бангалор (штат Карнатака). Тут проводим одну ночь и потом на машине с экскурсоводом едем в Майсур.
  • В Майсуре у нас одна ночь, после этого – Хассан (две ночи) – Гокарна (двенадцать ночей).
  • В конце едем в аэропорт Даболим (штат Гоа), откуда вылетаем в Доху (Катар) и оттуда в Домодедово.

Фотография 2. Карта со схемой четвертого путешествия по Индии: Мумбаи, Бангалор, штат Гоа.

Отзывы о отечественных экскурсиях по Мумбаи

Прочти я детектив Грегори Дэвида Робертса раньше, не перед самым вылетом в Индию, то смотришь, ни при каких обстоятельствах бы и не решился отправиться в Мумбаи, а рассказа этого не было бы: трущобы, прокаженные, мафия, наркотики, притоны. Но тот же роман отнять у меня всех превосходящих эпитетов для рассказа о Мумбаи.

В этом месте читатель в праве удивится моим словам, в противном случае и — покрутить пальцем у виска: «Чем уж тут восхищаться»? В первую очередь, сюжет «Шантарам» охватывает события 80-ых годов прошлого века, и та же криминальная канва заставила автора обрисовывать «чёрную» сторону города. Остается лишь хлопать в ладоши таланту австралийца, сумевшего вопреки требованиям детективного сюжета, поведать о людях и городе, его населяющих с теплотой и любовью.

Со времени обрисованных событий прошло тридцать пять лет, Мумбаи (а в те года – Бомбей), как и вся Индия, очень сильно изменился. Набережную у гостиницы «Тадж-Махал» в муссоны не затопляет, на лодке до нее добираться не приходится, трущобы в Колабе снесены, а преступность неуклонно понижается. Достаточно сообщить: мы два дня до поздней ночи бродили по Колабе, с дорогостоящей фотоаппаратурой на плече, не завлекая криминального внимания к себе.

Было бы заманчиво, поведать о городе следуя канве романа, сопоставляя настоящее и прошлое города, но так как в путешествии я сознательно отказался от таковой модели, осознавая, что за два дня не охватить все места, обрисованные в «Шантарам», буду придерживаться традиции путеводителей, а идею дарю пытливому путешественнику.

*      *      *

Мало истории и географии.  Мумбай (что так же верно), как Москва (либо Рим) — на семи буграх, исторически размешался на семи островах устья реки Улхас (Ulhas), каковые «объединились» во времена Ост-Индийской компании в один: Бомбей. С доисторической эпохи (III век до н.э.), в то время, когда острова входили в империю Ашока, и до середины XIV века этими местами руководили индийские цари.

С середины XIV века местность, как и целый северо-запад Индии, попадает под исламское владычество.

По прошествии практически пяти столетий тяжело себе представить средневековый Мумбаи. Как мы знаем, что маратхи — главная этническая несколько, населяющая эти места, были купцами и прекрасными рыбаками, имели развитое многоотраслевое кустарное производство, покланялись, в числе других индуистских всевышних, богине Мумба Деви, что, быть может, и дало имя городу, а не португальское «Бом Баи» — «Хороший залив».

Отечественный земляк торговец-путешественник   Афанасий Никитин, побывавший в Индии на пятьдесят лет раньше португальцев (примерно в первой половине 70-ых годов XV века), в собственном необычном «Хождении за три моря» оставил нам превосходное описание быта и жизни маратхов. Чего стоит описание города Бидар (Bidar), где население исповедовало около сотни вариантов индуизма, и их прекрасной веротерпимости. В также время, беря в расчет маршрут русского путешественника: из персидского (сегодняшний Иран) Ормуза в индийский порт Чаул — современная деревушка Ревданда (Revdanda), Бомбей не был в то время оживленным торговым перекрестком.

Так было и с приходом на западное побережье Индостана в 1510 году португальцев. В первой половине 30-ых годов XVI века в правление последнего полновластного гуджаратского султана Бахадур-шаха острова то ли перешли португальцам по мирному контракту (которых было пара), то ли были ими отторгнуты в следствии боев, данные в источниках разнятся.

Придавая значение союзническим отношениям с Англией в противостоянии с Испанией и пробуя их закрепить, португальцы в первой половине 60-ых годов XVII века, в качестве приданного за двадцатитрехлетней красавицей, принцессой Екатериной де Браганса, отдали острова и прилегающее побережье королю Англии Карлу II. Любопытно, что второй город в «географическом» приданном – марокканский Танжер.

Во второй половине 60-ых годов XVII века «радостный» Король Англии Карл II сдает острова в аренду за десять (10) фунтов золотом Ост-Индийской компании. С этого момента и начинается современная история Мумбаи.

Думаю, не погрешу против истины, сообщив: в этом виде район Колаба, как и целый Мумбаи — монумент британского владычества в этот самый момент же добавлю: это — самый необычный и не похожий ни на один, виденный нами, город Индии (он самый европейский среди индийских городов). Дело тут не в своеобразии и красоте архитектуры, а скорее в воздухе гостеприимства и доброжелательства этого космополитного города.

*      *     *

Первое, что видит путешественник, прилетевший в другую страну – терминал аэропорта. В Индии, те, что мы видели, имеют собственный лицо, их нереально спутать, в отличие от столичных, отличительные черты, которых —  размеры и удалении от столицы. В оформлении Мумбайского аэропорта, имени национального храбреца маратхов, полководца XVII века Чатрапати Шиваджи, главная тема — кино.

Таковой выговор в оформлении понятен. Мумбай – центр киноиндустрии Индии, расположенная тут «фабрика мечт» — «Болливуд» производит свыше тысячи фильмов в год.

Фото 3. Туры в Индию. Вам очень рады в Мумбаи — центр индийского кино.

Фотография 4. Поездка в Мумбаи. С первых шагов по индийской почва чувствуется дыхание Болливуда

Не торопись мы в гостиницу, занятно было бы пройти на протяжении стенку и осмотреть инсталляцию, использованную для оформления терминала и говорящую современным языком о настоящем и прошлом Махараштры.

Грегори Робертс, создатель романа «Шантарам», приблизительно так обрисовывает впечатления храбреца от поездки на автобусе из Бомбейского аэропорта в Колабу: широкая магистраль, ведущая из аэропорта к центру города, скоро переходит в ущелье из трущоб, а позже — в   узкие улочки района Бандра, и без того до Колабы.  Маленькие островки домов, в противном случае и современных, из бетона и стекла небоскребов, в море халуп в рост человека. Людская столпотворение и давка транспорта.

Отечественный путь разительно отличался от обрисованного выше. Трущобы мы успели рассмотреть лишь недалеко от аэропорта, быть может, скорость и ночь укрыли от нас эту сторону судьбы современного Мумбаи. Мы пролетели на такси по ночному городу, проскакивая перекрестки на красный свет светофора.

Только иногда притормаживая, пропуская редкие встречные автомобили. С одного берега залива Махим на другой, из района Бандра в район Ворли мы проехали по новому вантовому, открытому в 2009 году, самому долгому в Индии, морскому мосту имени Махатма Ганди, что существенно уменьшает время в пути. В Мумбаи мы прилетели в три часа ночи, а уже через несколько часов отечественный багаж был в холле отеля «Hotel Godwin Mumbai3*».

Что возможно заметить за два дня в Мумбаи? Возможно — очень многое, а возможно — и ничего! На один из двух дней нахождения была запланирована обзорная экскурсия по городу – самое посредственное времяпровождение в таком мегаполисе, и в меньшей степени тут вина экскурсовода либо туроператора — все обзорные экскурсии типовые. Пробки! В мегаполисе, по оценкам на 2014 год, живёт 32 миллиона человек. Само собой разумеется, эта цифра условна.

Мумбаи, как и Дели — это сложная городская агломерация: не считая фактически «Мумбаи», в нее входит «Мумбаи пригородный» и города-спутники. Фактически, «Мумбаи» – это семь островов, объединенных в один: Бомбей. И население его в 2011 году составляло 3 миллиона 146 тысяч людей. Все равно, это — довольно много людей. Они везде!

И довольно много автомобилей… Частично, утрату времени в пробках мы компенсировали независимыми пешими экскурсиями.

Еще дома, планируя путешествие, и не зная, что войдет в обзорную экскурсию, я наметил себе пара целей: отель «Тадж-Махал», арка «Ворота в Индию», вокзал имени Чхатрапати Шиваджи (бывший Виктория-Терминус), фонтан Флора и просто пофотографировать ночью на набережной. Нужно было бы попасть на остров Элефанта, как и хорошо бы было поучаствовать в болливудских киносъемках. В той либо другой мере, мы выполнили всю программу, покинув до следующего раза остров, с его необычным «Пещерным городом», и Болливуд.

*     *     *

Проспав первый собственный мумбайский сутки до полудня (ночной перелет изматывает), наскоро перекусив, отправляемся знакомиться с городом. Наша гостиница удачно расположился на улице Гарден роуд (Garden Road), пройдя пара десятков шагов влево, мы попали на улицу Шахид Бхагат Сингх Мардж (Shahid Bhagat Singh Marg), известную, множество раз упоминаемую в «Шантараме» — Козуэй (Causeway). В ветхие времена эта улица воображала плотину, соединяющую два острова: Колабу и миниатюрный остров старая женщина (Old Woman’s island).

на данный момент на его месте расположена арка «Ворота в Индию».

Фото 5. Экскурсии по Мумбаи. Отыщем в памяти роман «Шантарам». Улица Козуэй

Фотография 6. Поездки в Мумбаи. Отзывы туристов. Католический храм на улице Козуэй (камера Canon EOS 6D, объектив Canon 17-40/4L, настройки при съемке: 1/320, f/6.3, -1EV, ISO 100, 21)

Выйдя на Козуэй, мы остановились в нерешительности: что посмотреть прежде всего? «Ворота в Индию» и «Тадж-Махал», нужно же «пристреляться» для ночной съемки.  Что бы не плутать по незнакомому городу, выбрали несложной, но долгий маршрут по широким улицам: вправо, на протяжении Козуэй, сохраняя надежду дойти до фонтана Веллингтона (Wellington на данный момент), от которого лучами расходятся пять улиц, и в том месте свернуть еще раз направо, на улицу Чхатрапати Шиваджи Махараджи Мардж (Shhatrapati Shivaji Maharaj Marg), а уже по прямой — до набережной PJ Ramchandani Marg. Примечание: названия улиц соответствуют карте в Google.

Сторона улицы, по которой мы шли, представляла собой «туристический эдем»: фруктовые прилавки, развалы сувениров, лавки старьевщиков и кустарные мастерские, спрятавшиеся от солнца под тентом, натянутым, казалось, на протяжении всей улицы.

Фото 7. Сувенирные лавки в Мумбаи. Отчет о путешествии по Индии

Неспешным шагом, останавливаясь у каждого торговца, дошли до популярного у туристов кафе Леопольд (Cafe Leopold). Мы не зашли, и я кроме того не сфотографировал, решили – позже, позднее. «Леопольд» стоит на пересечении улиц, занимая угловое строение на Козуэй и Науроджи-Ферудунджи-стрит, на протяжении последней дул легкий ветерок, приносивший запах моря, а возможность улицы открывала вид на терракотовые купола отеля «Тадж-Махал». Не вспоминая ни на секунду, мы устремились к нему.

Фотография 8. Известный отель «Тадж-Махал» в Мумбаи. Отчеты об экскурсиях. (Кэнон 6Д, объектив Кенон 17-40Л, настройки: 1/125, 8.0, ИСО 100, В=40)

Гостиница «Тадж-Махал палас», но, как любой уважающий себя отель с давешней историей (достаточно упомянуть «Уолдорф-Астория» в Нью-Йорке, либо «Ритц» в Париже), имеет собственную историю и окутан преданиями. По одной из них, индийский предприниматель Джамсетджи Нуссерванджи Тата не смог попасть на встречу с зарубежными предпринимателями, назначенную в бомбейском отеле «Ватсонс» (Watson’s Hotel – сейчас является достаточно жалкое зрелище): «Вход лишь для белых». Обида вынудила сталелитейного магната обзавестись гостиничным бизнесом.

Легенда! Не смотря на то, что, как раз такие события приводят иногда к важным ответам в жизни людей. По иронии судьбы отель «Ватсонс» расположен на улице, носящей сейчас имя Махатмы Ганди — национального храбреца Индии, основателя перемещения за независимость, что в юности был выкинут из вагона первого класса по той же причине, что и Тата: не разрешён войти в гостиницу из-за цвета кожи.

Так ли происходило в действительности либо нет, но в декабре 1903 года отель был открыт. С того времени и поныне это — самый роскошный отель в Индии. Вышколенный персонал, прошедший тренинг в лучших заграничных отелях, отделка интерьера полудрагоценными камнями, ковры ручной работы, хрустальные люстры и десять ажурных колонн в бальном зале, выполненных по чертежам Густова Эйфеля – вот неполный список преимуществ отеля «Тадж-Махал», расположенного на берегу Аравийского моря.

В ноябре 1905 гостиницу посетил король Англии Эдуард VII, а 15 августа 1947 года тут была заявлена независимость Индии вице-королем, лордом Маунтбеттеном. Тут останавливались Мик Джаггер и Джон Леннон, а Джордж Харрисон учился играть на ситаре у Рави Шанкара. Перечень возможно продолжать до бесконечности.

Рассказ о «Тадж-Махал палас» будет не полным, в случае если я не упомяну о двух совсем необыкновенных событиях в его судьбе. На волне патриотических эмоций, появившихся по окончании объявления независимости Индии, Тата решил снести строение отеля, выстроенное на западный манер, и возвести на его месте новое.  «Вся прогрессивная общественность», так принято было писать в советских газетах, поднялась на защиту «Тадж-Махала» и отстояла привычный вид строения.

Второе событие имело более ужасный финал: 29 ноября 2008 году пара террористических групп, добравшихся до города на катерах, нападали его. Преступники открыли хаотичную стрельбу в кафе Леопольд, строении центрального ЖД вокзала, бывшего «Виктория-Терминус», а в двух отелях («Оберой» и «Тадж-Махал») и деловом центре «Нариман» были захвачены заложники.

В следствии последующего освобождения и атаки заложников погибло 195 человек, около тысячи ранены, а строениям нанесен большой вред. Так, в «Тадж-Махале» был поврежден купол и один из флигелей. Я не забываю картину теленовостей: строение окутано дымом, валившим из его окон.

Потребовалось два года, дабы ликвидировать разрушения и вернуть обычную работу отеля .

Быть может, с того времени одна из примет мумбайских улиц — полицейский и броневики с автоматическим оружием, стоящие караулом у всех значимых объектов города.

Фотография 10. По окончании теракта на улицах Мумбаи довольно часто видятся броневики (1/400, f/6.3, ФР=40, ИСО 160). Отчеты о поездках в Индию

*     *     *

Набережная с необычным «Тадж-Махалом» образовывает единый ансамбль с триумфальной аркой, расположенной на площади рядом. Действительно, дабы подойти к ней было нужно сделать приличный крюк, еще одна примета времени – рамки досмотр и металл детекторов вещей полицией.

Фото 8. Ворота в Индию в Мумбаи. Отчеты об экскурсии по мотивам романа «Шантарам».

Двадцати шестиметровая, трехстворчатая, базальтовая арка «Ворота в Индию» (Gateway of India Mumbai) расположена на огромной площади, выступом уходящей в море. Ее стиль определяют, как индо-сарацинский; для простоты понимания, такое направление в архитектуре Индии равносильно отечественному псевдорусскому стилю (строение столичного ГУМа либо Национального исторического музея в Москве).

Эклектика — не эклектика, но смешение функциональности строения с причудливым декором фасада создало в последней трети XIX — начале XX столетий стиль, давший Бомбею собственный неповторимое лицо. Как я уже сказал, Мумбаи не похож ни на один нами виденный город в Индии, не смотря на то, что храмы и дворцы в индо-сарацинском стиле видятся во множестве в центральной и северной ее частях (дворец махараджи в Майсуре, к примеру).

Арку заложили в 1911 году в ознаменование коронационного визита короля Георга V, и от нее же отплыли возвращающиеся на родину колониальные армии по окончании обретения Индией независимости. Сейчас от причала, расположенного тут, отплывают туристические пароходики к острову Элефанта (билеты возможно приобрести рядом, в кассе). Площадь рядом с ней полна туристов, днем и ночью фотографирующихся на фоне арки, вида на море, полном лодок и кораблей, и отеля «Тадж-Махал».

Еще одна достопримечательность площади — конный монумент смелому маратху Чхатрапати Шиваджи (о нем рассказа не избежать, но позднее), стоящему на фоне самого ветхого в Индии яхт-клуба Ройял Бомбей Йот Клаб (Royal Bombay Yacht Club).

Фото 12. Мумбаи. Индия. Монумент Чхатрапати Шиваджи (В-160, f/6.3, ФР=40, ИСО 100)

Фотография 13. Поездки по Индии. Посещение Мумбаи. Фотосессия с местными обитателями

Фото 14. Отзывы об экскурсиях в Индии. Едем по следам «Шантарам» в Мумбаи. Суда в Аравийском море (1/250, f/6.3, ИСО 100, ФР=70мм)

Отправляться на остров Элефанта было уже поздно: последний кораблик отплывает от него недалеко от 18 часов, с окончанием светового дня. Решили районе на протяжении набережной до «дома Радио», так клуб упомянут в «Шантараме», а официально —  The Bombay Presidency Radio Club ЛТД.

В случае если на остров плыть было поздно, то для развлечений в клубе рано, пустующие столики ресторана одиноко находились на веранде, выдающейся на большом растоянии в море. Делать нечего, обойдя клуб, двинули дальше вдоль берега моря по V Desai Marg.  Вот тут, первый раз в Колабе, мы заметили трущобы, вернее то, что от них осталось.

Наслаждаться тут нечем!

Еще поворот, и попадаем на Лала-Нигэм-роуд (Lala Nigam Road) – вперемешку, панельные высотки и двух-трехэтажные дома. Через пара десятков метров улица ведет к перекрестку, перевоплощённому в овощной рынок. "Наверное," следуя топонимике романа «Шантарам», это — колабский рынок, неточности не может быть.

Фото 15. На рынке в Мумбаи (1/40, EV-1, f/14.0, ISO 500, ФР=40)

Я не фанат романа, но сложно не поддаться очарованию точности в описаниях маршрутов храбреца повествования. В голову машинально приходит описания бега в бреду Иванушки Бесприютного в погоне за Воландом – педантичная точность Булгакова, меня москвича, завораживает.

Сделав широкую петлю по городу, мы возвратились в гостиницу.

С заходом солнца мы возвратились на площадь с аркой, налюбоваться ночными огнями набережной, в старину носившей имя Аполлона, но предварительно сделали вояж по вечерней Мадам-Кама (Madame Cama Road), дойдя до противоположной набережной Марин Драйв (Marine Drive Jogging Track), и возвратились по ней же, мимо фонтана Веллингтона к «Воротам в Индию».

Фотография 16. Отчеты туристов о путешествиях по Индии. Вечерний вид на отель «Тадж-Махал» в Мумбаи. (камера Canon EOS 6D, объектив Canon EF 17-40 mm f4.0L, В=1/250, EV=-1, f/6.3, ФР40, ИСО 100)

Фото 17. Арка Ворота в Индию в Мумбаи. Ночная фотография

Фото 18. Экскурсии по Мумбаи. Отчеты туристов. Фонтан Веллингтона

*     *     *

Следующее утро в Мумбаи началось с обзорной экскурсии.  В сопровождении вежливой, культурной индианки мы еще раз прогулялись у «Ворот в Индию», покрутились на машине по улицам в районе Мумбайского Университета, университета Судебной Медицины и Верховного суда Мумбая. Данный квартал — красивый пример британской архитектуры на индийской почва.

Ненадолго остановились у университета, за ограду нас не разрешили войти, а башня университета, напоминающая английский Биг Бен, стояла в строительных лесах.  Фасад университета, как и большинства строений в Мумбаи, скрывала густая растительность.

Я не испытывал особенной досады от формальности таковой экскурсии: квартал размешался рядом все с тем же фонтаном Веллингтона, сделал вывод, что вечером посмотрим все сами. Так оно и было бы, если бы мы передвигались по городу на машине, а вот пешком – Бомбей не обойти.

Следующая остановка – площадь центрального ЖД вокзала имени Чхатрапати Шиваджи, бывший Виктория-Терминус (Victoria Terminus). До него кроме этого легко добраться пешком от фонтана Веллингтона, что мы и сделали вечером, выбрав данный маршрут с расчетом попасть на Главпочтамт и послать открытку к себе.

Открытку не послали, потому, что почта трудится до 18-00, но пройдя по улице Махатмы Ганди до фонтана Флоры, и, свернув на Дадабхай Наороджи роуд (Dadabhai Naoroji Road), вышли на площадь вокзала, попутно взглянув Храм Огнепоклонников и квартал парсов (зороастрийцев).

Парсы – одна из самых влиятельных и богатых диаспор в Мумбаи. Достаточно заявить, что основатель империи «Тата» Джамсетджи Нуссерванджи Тата появился в семье парского священника.

Фотография 19. Отдых в Индии. Поездка в Мумбаи на экскурсию. Храм Огнепоклонников

Фото 20. MCGM (Строение муниципального коммунального управления в Мумбаи. Отчеты о поездках по Индии

Фотография 21. Отечественный фоторепортаж о поездке в Мумбаи. Фонтан Флора

Дабы закончить тему парсов, поведаю об одном ритуале, берущем собственный начало еще во времена Сасанидов (персидская семейство шахиншахов III – VII столетий).

Обзорная экскурсия, через заторы на узких дорогах, привела нас на бугры западной части береговой полосы острова: в фешенебельный район Малабар Хилл (Malabar Hill). Тут, из парка «Висячий сад», расположенного над огромным хранилищем пресной воды, снабжающего водой данный и близлежащие районы, раскрывается хорошая панорама на город, на набережную Марин Драйв, огибающую бухту Бэк-пляж и Бей Чоупатти.

И тут же, на огороженном забором, и скрытом от взоров густой растительностью огромном участке, расположена башня Молчания – дахма (Tower of Silece – на карте Мумбаи). Вернее, их — три, но употребляется полностью одна. Обряд погребения парсов подразумевает помещение тела усопшего на решетчатую площадку, расположенную на вершине башни.

 В прежние времена, хищные птицы практически за пара мин. очищали кости от плоти, а останки падали вовнутрь башни, где естественное разложение довершало процесс. Сейчас же, из-за малочисленности птиц-падальщиков, на одной из башен установлены зеркала-рефлекторы, подающие тепло солнечных лучей на труп. В какой-то мере это вписывается в традицию погребения: нечистые тела не соприкасаются с почвой.

В первоначальный раз описание для того чтобы погребения тел усопших парсами я встретил в превосходном романе итальянца Умберто Эко «Баудолино», но никак не ожидал столкнутся с этим обычаем в современном Мумбаи и, честно говоря, испытывал громадной скепсис от рассказа экскурсовода. Возвратившись к себе, открыл в Гугле карту Мумбаи и отыскал фото со спутника. Все правильно, кроме того рефлекторы видны.

Необычный город Мумбаи разрешает жить и умирать, в соответствии с с принятыми у различных народов, населяющих его, традициями.

Фото 22. Отдых в Индии. Панорама с бугра на Марин Драйв в Мумбаи (1/200, f/9.0, -1EV, ФР=40мм, ИСО 100)

Фото 23. Поездка в Мумбаи. Набережная

Но возвратимся на площадь центрального ЖД вокзала. Вокзал, строение которого внесено в перечень Глобального наследия ЮНЕСКО, как и аэропорт Мумбаи, и улица, ведущая от фонтана Веллингтона к «Воротам в Индию», носит имя Чхатрапати Шиваджи. Думаю, перед тем как живописать вокзал, пора, хотя бы кратко, поведать об этом храбрец, воплотившим в себе всю национальную гордость маратхов.

Шиваджи, будучи сыном полководца султанов Ахмаднагара и Биджапура, поднял восстание против них, получая независимости земель, населенных маратхами.  Как и отечественный Иван Сусанин в 1613, заманивший поляков в болото под Костромой, Шиваджи в 1655 заманил двадцатитысячное войско султана в непролазные джунгли Западных Гхат. Но, в отличие от отечественного национального храбреца, индийский — не сложил голову под саблями оккупантов, а сам хитростью умертвил предводителя войска правителя Биджапура.

Предание гласит, что два полководца: султанский полководец Афзал-хан и Шиваджи должны были встретиться для беседы тет-а-тет на вершине бугра. Оба готовили сюрпризы: Афзал-хан запрятал в складках одежды кинжал, а Шиваджи – железные когти и кольчугу. Султанский полководец был стар, а маратх – молод. предусмотрительность и Молодость победили…

В следствии данной и следующих побед северные почвы теперешнего штата Махараштра получили независимость от султана. Не ограничиваясь данной победой, отечественный Храбрец, объявил войну Великим Моголам, разбил, сейчас уже их, двадцатитысячную армию в первой половине 60-ых годов семнадцатого века, но потерпел поражение от стотысячной армии, привычного вам по прошлым моим эпопеям об Индии, джайпурского раджи Джай Сингха.

Шиваджи признал поражение и вместе с сыном был заключен в Красный форт Агры. Во второй половине 60-ых годов семнадцатого века его приверженцы организовали им побег, вынеся Храбрецов из крепости в фруктовых корзинах. Освободившись таким прекрасным образом из плена, Шиваджи возобновил войну с Моголами и в первой половине 70-ых годов семнадцатого века был коронован на царствие маратхами.

  Необычная будущее — необычная и чисто индийская, в духе эпоса «Махабхарата».

Это история давешняя, но в современной истории маратхи, будучи коренным и главным народом, населяющим Бомбей, и по окончании обретения Индией независимости во второй половине 40-ых годов двадцатого века, ощущали себя стесненными в родном городе. Бессчётные иностранные предприниматели и уроженцы вторых штатов обладали индустрией, принимали участие в культурной жизни города, иногда, не удосужившись кроме того выучить язык маратхов. Замечательное национальное перемещение в конце двадцатого века дало, пускай и популистские, но все же результаты: Бомбей в 1995 году был переименован в Мумбаи, вокзал Виктория-Терминус и аэропорт мегаполиса взяли имя Шиваджи, многие улицы с зарубежными заглавиями получили имя на родном языке маратхов, а на площади Аполлона установлена конная статуя Чхатрапати Шиваджи (Chhatrapati Shivaji Maharaj).

Мумбаи – пионер ЖД транспорта в Индии. В апреле 1853 года началось перемещение на первом в Индии ЖД участке длиной в двадцать один километр. Ветка дороги соединяла Бомбей с городом Тхане в устье реки Улхас. Во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века, по окончании десятилетнего строительства, открылось строение главного вокзала Бомбея, названного в честь королевы Виктории.

Сейчас вокзал есть самым западным узлом и штаб-квартирой Central Railway — национального предприятия, обладающего практически всей ЖД сетью страны, протяженностью в 63’140 километра, это — четвертое место в мире.

24. Фотография железнодрожного вокзала Чхатрапати Шиваджи в Мумбаи. (1/20, EV=-1, F/7.1, ФР=19мм, ИСО 250)

Фото 25. Вокзал Chattrapati Shivaji Terminus в Мумбаи. Рассказы о поездке в Индию.

Архитектура вокзала – смесь элементов индо-сарацинского стиля с викторианской неоготикой. Создатель проекта — англичанин Фредерик Стивенс. Во второй половине 90-ых годов XX века вокзал поменял имя королевы Виктории на имя храбреца-маратха Шиваджи.

Следующий пункт, хороший упоминания, обзорной экскурсии – музей принца Уэльского (Prince of Wales Museum). Музей расположен на пересечении улицы Махатмы Ганди и круглой площади фонтана Веллингтона.

26. Фото — Музей принца Уэльского в Мумбаи. Отчеты об экскурсиях в Индии.

Как и каждый порядочный музей (само собой разумеется, его нельзя сравнить Эрмитажем, либо Третьяковкой), музей принца Уэльского нельзя осмотреть с одного раза, но отмечу, что коллекция артефактов, насчитывающая более 50’000 экземпляров, хороша самого внимания, в особенности — коллекция древностей, относящаяся к эре Хараппи.

Фотографировать в музее запрещено, но я все-таки сделал несколько снимков.

Фото 27. Экспонаты музея в Мумбаи

Музей основан в 1905 году, тогда же будущий король Англии Георг V заложил в основание строительства камень. Официальное открытие музея произошло лишь по окончании Первой Мировой в феврале 1922 года.

Музей, как и другое в Мумбаи, не избежал переименования и носит сейчас гордое имя Чхатрапати Шиваджи, но все, по привычке, применяют старое наименование: Prince of Wales Museum.

Завершало экскурсию посещение дома-музея Махатмы Ганди. Мое личное вывод: нельзя понять индийцев, не познакомившись философскими воззрениями и биографией Махатмы Ганди. Как это ни очевидно звучит, а жизнь собственную Ганди дал народу Индии.

Но это — отдельная тема, а всех желающих познакомится с данной необычной личностью, я отсылаю к голливудскому фильму «Ганди», снятому режиссером   Ричардом Аттенборо. Тем более, что экспозиция музея полностью повторяет сюжет фильма, либо, в случае если желаете, фильм полно отражает все повороты судьбы Ганди.

Фотография 28. Поездка в Индию. Экскурсия в Музее Ганди в Мумбаи (мыльница Canon Powershot S110, 1/30c, f/2.0, ISO 500)

В завершение собственного рассказа о прогулках по Мумбаи добавлю, что вечером мы совершили пеший поход по Колабе от одной набережной до противоположной, сделав огромную петлю: по улице Ганди, мимо центрального вокзала, дойдя до улицы Сардар Валлаббхаи Патель (Sardar Vallabhbhai Patel Road), попутно посетили выставку современного мастерства, поснимали на Марин Драйв и на такси (тук-туков в Мумбаи днем с огнем не отыскать, как и велорикш) возвратились в гостиницу, дабы с восходом солнца вылететь в Бангалор — столицу Карнатаки. Об этом рассказ в первых рядах.

29. Фотографии с выставки в Мумбаи

30. Фотографии с набережной Марин Драйв (Marine Drive Jogging Track) в Мумбаи. Отчеты туристов о путешествии по Индии. (В=30 секунд, ISO 100, ФР-40мм, f/6.3)

1. Начало цикла отчетов о поездках в Индию. В первой части помещен отзыв об экскурсиях и отдыхе в штате Гоа. 2. Во вторую поездку Михаил отправился изучить второй узнаваемый у российских туристов курорт: Керала.
12. В октябре 2015 года Михаил съездил в Мумбаи еще раз, сейчас самостоятельно. Оказался рассказ в 3-х частях. Начало отзыва об этих экскурсиях. Кафе Леопольд из «Шантарама». 13. Фотоотчет о посещении острова Элефанта (Elephanta Island) в окрестностях мегаполиса. Рассказ о визите пещерного комплекса и походе на смотровую площадку.
5. Фотографии с экскурсии в город Джайпур. Тут возможно заметить огромную крепость, напоминающую Великую Китайскую Стенке. 14. Еще одно увлекательное место в Мумбаи – индийская фабрика мечт Болливуд. Отчет о неудавшейся экскурсии. Фотографии храма Мумб Деви и самого громадного дома в мире.

Мое путешествие по Индии. Мумбай. Леопольд(Шантарам), Трущебы.


Интересно почитать:

Самые интересный результаты подобранные по Вашим интересам: